$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ТАБЛЕТКИ НА ЭКСПОРТ©

25.07.2014

 

ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» планирует получить в 2014 г. чистой прибыли на 1,1% больше прошлогоднего — 75,0 млрд. Br. По итогам I полугодия этот показатель составил 37 млрд. Br, сообщил журналистам в ходе пресс-тура в Борисов генеральный директор предприятия Александр Фандо.

В январе–июне т.г. БЗМП произвел продукции на 524,1 млрд. Br, что на 19,5% выше уровня I полугодия 2013 г. Это сравнимо с прошлогодним темпом производственного роста — 122,7% по отношению к объему производства в 2012 г.

Завод выпускает порядка 200 наименований лекарственных средств — за год в натуральном выражении свыше 5 млрд. таблеток, 500 млн. ампул, 90 млн. капсул, 20 млн. флаконов антибиотиков в стерильных порошках, 11 млн. туб мазей и гелей. БЗМП специализируется на производстве дженериков — препаратов, у которых «истек срок патентной защиты, но которые широко используются в медицинской практике», пояснила главный технолог предприятия Ольга Болдова.

Ежегодно он осваивает порядка 5–6 новых наименований. Процесс освоения 1 лекарства длится 2–4 года и включает маркетинговые исследования, оценку производственных возможностей и экономической целесообразности, поиск сырья надлежащего качества, воспроизведение состава и технологии препарата, отработку методики испытаний, контроль качества, предварительные исследования на животных, клинические исследования на добровольцах, регистрацию, оценку промышленного выпуска, промышленное производство. Новый препарат обязательно должен быть импортозамещающим. Стоимость одной разработки превышает 1,5 млрд. Br.

Важнейшим направлением деятельности предприятия является борьба за качество (эффективность и безопасность) продукции. Это обусловлено высокой конкуренцией на мировом рынке. В настоящее время на БЗМП действует фармацевтическая система качества, включающая систему менеджмента качества, надлежащую производственную практику GMP и управление рисками по качеству, проинформировала заместитель генерального директора по качеству Татьяна Батуро. Наличие данной системы означает, что продукция в Борисове производится в строгом соответствии с требуемым химическим составом в условиях, не допускающих попадания сторонних веществ, а также должным образом упакована, что гарантирует сохранение лекарственных свойств на протяжении срока годности.

Конкурентные преимущества формируются на всех стадиях производственного процесса, однако приоритетный вклад в обеспечение качества фармпродукции все же принадлежит технологиям. На БЗМП — «высочайший уровень технологий», не уступающий лучшим европейским производителям, уверяет А.Фандо. Это стало следствием крупномасштабной модернизации основных производств, которая проводилась по немецким «лекалам». Все оборудование на заводе также из Германии и Италии.

Так, в январе т.г. введено в строй новое производство мощностью 1 млрд. таблеток и 70 млн. капсул в год. В 2013 г. в него было инвестировано 400 млрд. Br, из которых 110,2 млрд. — собственные средства и 289,8 млрд. Br — кредитные ресурсы. Модернизация завода проводилась в рамках Указа Президента от 16.04.2012 № 174 «О некоторых мерах по развитию фармацевтической промышленности», которым БЗМП предписывалась реализация 4 инвестпроектов, в т.ч. создание производства твердых лекарственных форм (первая и вторая очереди), реконструкция ампульного производства (третий и четвертый пусковые комплексы), создание производства стерильной рассыпки антибиотиков, реконструкция действующего таблеточного производства на соответствие требованиям GMP.

На эти цели заводу предоставлялось 40 млн. USD кредитов. Кроме того, государство возмещает заводу за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на прочие вопросы в области промышленности, часть процентов за пользование кредитами в размере 75% ставки по кредиту. Благодаря такой господдержке БЗМП фактически завершил первоочередную модернизацию, резко снизив инвестирование в 2014 г. — до 8,9 млрд. Br в I полугодии.

Сегодня главная для предприятия задача — сбыт продукции. В январе–июне т.г. при общем объеме продаж в 529,5 млрд. Br (что составляет в эквиваленте 53,61 млн. USD) на внутренний рынок ее было направлено 42,2%. Доходность здесь ограничена — темп роста цен на лекарства для отечественных потребителей приблизительно соответствует уровню инфляции, отметил гендиректор.

Большая часть (57,8%) лекарственных средств БЗМП в I полугодии была экспортирована на сумму 30,96 млн. USD, что на 11,9% выше уровня января–июня 2013 г. География экспорта борисовской продукции включает 24 страны. Ведущий внешнеэкономический партнер — Россия с долей порядка 40%. В т.г. БЗМП получил российский сертификат GMP, поэтому не составляет большого труда увеличить поставки лекарств восточным соседям, однако этого не планируется. Диверсификация экспорта важнее сиюминутной выгоды, считает гендиректор. Традиционно активными покупателями борисовских медпрепаратов являются также другие постсоветские государства — Украина, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Туркменистан.

В настоящее время БЗМП проводит регистрацию своей продукции в ряде стран Африки и Азии, признающих белорусскую систему сертификации. Еще одним важным фактором выбора экспортных рынков является стоимость регистрации лекарств. Если в странах Евросоюза она доходит до 500 тыс. EUR, то во Вьетнаме, например, зарегистрировать белорусский медпрепарат можно за 1,5 тыс. USD, сообщил А.Фандо. Кроме того, борисовское предприятие не сторонится рынков проблемных стран, экспортируя лекарства в КНДР, Афганистан, Египет, Ирак, Йемен, Ливан.

Иван МИХАЛЕВИЧ