$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

ТАБАК И КУЛЬТУРА - НЕДОПУСТИМОЕ ПАРТНЕРСТВО

22.05.2015

 

В Палате представителей готовится к рассмотрению во втором чтении проект закона, который призван положить конец практике рекламы алкогольных напитков и табачных изделий под видом иных товаров и услуг. Сможет ли закон после вступления в силу устранить все пробелы в законодательстве, позволяющие производителям обходить запреты?

Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон № 225-З) запрещает прямо рекламировать табачные изделия и алкоголь. Подобные запреты приняты во многих странах. И, как показывает практика, компании-производители не решаются нарушать закон, но ищут лазейки, чтобы его обойти. Недаром большую популярность получила так называемая «замещающая» реклама, когда, например, вместо водки продвигается другой товар под таким же брендом или в аналогичной потребительской таре.

Хрестоматийный пример — выпуск питьевой или минеральной воды с использованием названий алкогольных торговых марок «Бульбашъ», «Сваяк», «Кристалл», «Аквадив», «Налiбокi». Можно вспомнить, как в популярных телепередачах ведущие угощают гостей безобидными напитками с названиями, за которыми легко угадываются «запретные» товары.

Использование в данном случае зонтичных брендов производители объясняют необходимостью сокращения расходов на продвижение нового продукта, эксперты же считают, что питьевая вода или минералка производятся не для продажи и завоевания рынка, а для рекламы основного продукта.

«Налицо попытка использовать пробелы в законодательстве. Причем удельный вес выпуска такой продукции в общем объеме производства небольшой, но тратятся большие средства на рекламу новых товаров, чтобы быть на слуху и у людей сохранились ассоциации с их основной продукцией, — считает заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Леонид Ковалевич, возглавляющий рабочую группу по подготовке законопроекта к рассмотрению на сессии. — Несомненно, мы понимаем производителей, им нужно зарабатывать оборотные средства, но мы должны прежде всего заботиться о здоровье наших граждан».

Законопроект призван закрыть эту лазейку для рекламодателей: планируется запретить использование зонтичных брендов для рекламы табачных изделий и алкоголя. В связи с этим предлагаемая редакция п. 3 ст. 10 Закона № 225-З предусматривает, что на рекламу средств индивидуализации участников гражданского оборота распространяются запреты, установленные в отношении рекламы товаров. Напомним, что ст. 980 Гражданского кодекса к средствам индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг относит фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания.

Однако табачные компании, в т.ч. транснациональные корпорации, исхитрились обходить запрет на рекламу табака, размещая изображения своих средств индивидуализации в рамках спонсорской деятельности в сфере культуры посредством участия в попечительских советах учреждений культуры, считает юрист Наталья Черноруцкая.

Да, на главной странице официального сайта Национального художественного музея Беларуси товарный знак компании-спонсора (иностранное частное предприятие, являющееся крупным производителем табачных изделий) вы не увидите, но его можно обнаружить, например, щелкнув ссылку «Наши партнеры». Кроме того, предприятие недавно организовало творческий конкурс дизайна входного билета в музей и сегодня на нем размещен ее знак индивидуализации (товарный знак). Напомним, что входные билеты покупают и держат в руках и несовершеннолетние.

— Если международная табачная компания оказывает спонсорскую помощь музею, участвует в организации выставок, фестивалей, вечеров и т.д., публикует эти данные в соответствии с корпоративным законодательством страны пребывания в своем отчете перед акционерами, то это только приветствуется, — говорит Н.Черноруцкая. — Но почему каждый посетитель музея, включая детей, на входном билете должен читать название компании, выпускающей сигареты? Мы имеем дело с практикой скрытой рекламы, без заключения договора о ее распространении, но в рамках договора об оказании спонсорской помощи, участия в деятельности попечительского совета и др.

Напомним, что в 2005 г. Беларусь ратифицировала Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятую в Женеве 21.05.2003 г. и направленную на повсеместное внедрение программ по преодолению и предупреждению негативных последствий от употребления табака. Статья 13 Конвенции обязывает стороны, ратифицировавшие ее, в пятилетний срок обеспечить в национальном законодательстве запрет любой рекламы (в т.ч. трансграничной), стимулирования продаж и спонсорства табачных изделий.

Поэтому более целесообразной, по мнению Н.Черноруцкой, является следующая редакция ч. 5 п. 3 ст. 10 Закона № 225-З: «На рекламу средств индивидуализации участников гражданского оборота, в т.ч. скрытую рекламу при осуществлении спонсорской (попечительской) деятельности, распространяются запреты, установленные в отношении рекламы товаров».