Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
ВЭД
08.12.2017 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Табачная сеть для зарубежных курильщиков

Система производства и реализации табачных изделий в Беларуси может существенно измениться. Вопросы расширения объемов выпуска сигарет и создание единой товаропроводящей сети обсуждались на совещании у Президента Беларуси Александра Лукашенко.

Официальной причиной обсуждения назван большой спрос на белорусские сигареты за рубежом. По словам Президента, бюджет получает от этого подакцизного товара около 0,5 млрд. USD. Теперь пришло время сделать табачный бизнес еще выгоднее.

Существующая в Беларуси система государственного регулирования в табачной отрасли достаточно эффективна, заверил журналистов после совещания вице-премьер Михаил Русый. Если транснациональная компания хочет продавать на нашем рынке свои сигареты, она должна разместить у нас это производство, поставить линию, передать ее в собственность фабрики. ТНК пришлось инвестировать примерно 26 млн. USD в развитие своего секторального бизнеса в Беларуси.

Теперь власти готовы допустить в эту сферу и бизнес. Создается единая товаропроводящая сеть, которая будет заниматься реализацией табачной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Инвестором станет частная компания «Энерго-Оил». Предполагается, что она «приведет» инвестиции примерно в 60 млн. USD. Планируется существенно увеличить мощности Гродненской табачной фабрики: будут установлены еще 2 линии, каждая стоимостью по 10 млн. USD. Реализация проекта за 4 года принесет 205–210 млн. BYN дополнительных поступлений в бюджет, а потенциально – до 400 млн. Кроме того, на инвестора будет возложена «определенная социальная нагрузка».

Соответствующий нормативный акт появится до конца года, а первый этап проекта, по словам М. Русого, должен завершиться в 2020 г. При этом вице-премьер пообещал самый серьезный контроль государства при допуске частников «в такие сферы». Г-н Русый уточнил, что главное здесь – сохранение контроля за реализацией табачной продукции, полнота исполнения бюджета, исключение серого импорта, единая ценовая политика, а также новые рабочие места.

Планы расширения производства вице-премьер объяснил тем, что в последнее время за рубежом значительно возрос спрос на белорусские сигареты. Производство работает круглосуточно, но обеспечить экспорт в требуемом объеме сигарет, не оголив внутренний рынок, невозможно.

Напомним, что квота на производство табачных изделий, предназначенных для реализации на территории Республики Беларусь, в 2013 г. составляла 33,3 млрд. штук, а на 2014–2015 гг. – по 30 млрд. штук ежегодно. Затем было решено устанавливать квоты сразу на 3 года (с ежегодной разбивкой). Пока не было сигналов, что внутренний рынок сталкивается с дефицитом сигарет, тем более что в стране ведется борьба с курением.

История освоения внешних рынков выглядит еще интереснее. По данным статистики, в 2012 г. Беларусь экспортировала 5988 млн. шт. табачных изделий на сумму 300,2 млн. USD, в 2013-м – 8822 млн. шт. на 269 млн., в 2014-м – 10,7 млрд. на 211,1 млн. USD. Таким образом, рост в натуральном выражении сопровождался некоторым падением по стоимости. При этом если в 2012 г. на страны СНГ приходилось всего 15,2% экспорта табачных изделий, то в 2013-м – уже 54,1%: с 908 млн. шт. до 4770 млн., т.е. в 5,3 раза. Так, поставки в Молдову выросли в 2,5 раза, с 861 млн. шт. до 2164 млн., в Россию – с 4 млн. шт. до 11 млн. (т.е. в 2,7 раза), а в Украину – с 39 млн. шт. до 2571 млн., т.е. в 66 раз. В 2014 г. экспорт в страны СНГ вырос еще на 36,3%, до 6,5 млрд. шт., причем в РФ поставки сократились с 11 до 3 млн. шт., зато в Украину – на 34,6%: до 3462 млн., а в Молдову – на 40,3%, до 3035 млн. шт.

В то же время поставки в страны вне СНГ упали с 5080 млн. шт. в 2012 г. до 4052 млн. в 2013-м, причем 90% экспорта шло по адресу «страна неизвестна». Поставки в страны ЕС выросли со 115 млн. шт. до 201 млн. в 2012–2013 гг., а в 2014-м – в 5,5 раза, до 1106 млн. шт.

С 2015 г. данные об экспорте табачных изделий исчезают из открытого доступа. Совершенно случайно в это же время появляются сигналы о бурном росте нелегальной торговли белорусскими сигаретами за рубежом. Так, в ежегодном отчете The Project Sun в 2015 г. Беларусь значится лидером по контрабанде в Евросоюз. В 2016 г. нас оттеснила Украина – 5,8 млрд. нелегальных сигарет, тогда как мы «потянули» только 4,8 млрд. Впрочем, украинские СМИ уверяют, что значительная часть нелегального трафика из их страны в ЕС также состоит из белорусских брендов. Стимулом для контрабанды являются низкая цена и невысокие акцизы по сравнению со странами ЕС.

В текущем году небывалым ростом черного табачного рынка озаботились российские власти. По данным TNS, доля нелегальной продукции увеличилась в 4 раза – до 4,6%, в основном за счет сигарет, поступающих из Беларуси. Они, по оценкам экспертов, стоят в РФ меньше суммы налогов, уплачиваемой легальными производителями. Поэтому власти РФ намерены принимать радикальные меры: от установления предельных минимальных цен до дополнительной маркировки и ужесточения ответственности.

Между тем, по прогнозу Euromonitor International, сигаретный рынок в Рос­сии сократится к 2021 г. на 18,3% по сравнению с 2016 г. – до 227,4 млрд. шт., но в деньгах за это же время продажи вырастут на 4,8%, до 1,5 трлн. RUB. Упускать такой рынок никак нельзя. Так что новая товаропроводящая сеть будет весьма кстати.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений