$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

СЫРНЫЙ ИНТЕРЕС©

28.05.2013

В ближайшие несколько лет ожидается рост потребления сыра в Беларуси, развитие ниши продуктов среднего ценового диапазона и появление нетрадиционных видов сыров. К таким выводам пришли аналитики EnterInvest в ходе исследования белорусского рынка.

По мнению экспертов, в ближайшие несколько лет можно ожидать увеличения объемов производства различных видов сырной продукции — примерно на 7% в год. Основными драйверами роста является введение новых мощностей в рамках госпрограммы развития молочной отрасли, а также активизация сотрудничества белорусских предприятий с институтом мясомолочной промышленности, результатом которого становится запуск новых нетрадиционных видов сыров.

Вслед за некоторым снижением объемов потребления сыра на внутреннем рынке в 2012 г., эксперты ожидают его рост не менее чем на 4% в год по мере увеличения доходов населения в 2013–2017 гг. при базовом сценарии.

На сегодня, согласно данным исследования, наиболее популярны в Беларуси твердые и полутвердые сыры — около 90% от всего объема потребления. Популярны такие сыры и в России (основном внешнем рынке), поэтому более 2/3 продукции крупных белорусских производителей составляют твердые сыры 5 классических наименований («Российский», «Голландский», «Пошехонский», «Костромской», «Монастырский»).

При этом объем рынка твердых и полутвердых сыров верхних ценовых сегментов составляет почти 35 млн. USD (2200 т), и в случае благоприятного развития экономической ситуации в стране данный сегмент может вырасти до 50 млн. USD к 2015 г.

Несмотря на рост потребления сыра в Беларуси, оно все еще значительно отстает от уровня стран Западной Европы, где наибольшей популярностью пользуются мягкие сыры.

По мнению аналитиков Euromonitor International, существуют предпосылки для роста среднедушевого потребления сырной продукции в республике с нынешних 4,3 кг в год на человека до 4,7 кг к 2015 г. в основном за счет увеличения потребления нетрадиционных для Беларуси сыров. При этом хорошие перспективы имеют более гибкие небольшие компании, которым проще перестроить производство на новые виды продукции.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

 
Справка «ЭГ»

В соответствии с постановлением Минэкономики от 4.01.2013 № 1 «О расчетных балансовых показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год» спрос на сыры на внутреннем рынке Беларуси оценивается в 47,9 тыс. т, внешнего (ближнего зарубежья) — 125,5 тыс. т. Предложение отечественных производителей должно составить 171,7 тыс. т, в т.ч. на внутреннем рынке — 46,2 тыс. т, а на внешнем — 125,5 тыс. т.

При этом поставки белорусских сыров на внутреннем рынке в текущем году будут осуществляться по средним ценам — 47 183 тыс. Br/т (5272 USD/т в эквиваленте), а на экспорт в страны СНГ — 5100 USD/т.

По данным Белстата, в январе–апреле т.г. в республике произведено 42 тыс. т сыров — на 12,1% меньше, чем в аналогичном периоде 2012 г., а реализовано на внутреннем рынке — 13 тыс. т (на 4,2% меньше, чем годом ранее). В то же время в I квартале было экспортировано 34,16 тыс. т сыров и творога на общую сумму 148,9 млн. USD (из них в Россию — 33,1 тыс. т (на 15,7% больше, чем год назад) на 143,7 млн. USD).