$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Сыр в биржевой мышеловке

02.11.2007

С принятием постановления Совмина от 29.10.2007 № 1410 «О некоторых вопросах реализации продовольственных товаров» сыр и сливочное масло официально признаются биржевыми товарами.

До сих пор в утвержденный постановлением Совета Министров от 16.06.2004 № 714 (с изменениями и дополнениями) перечень товаров, сделки с которыми подлежат совершению на биржевых торгах в открытом акционерном обществе «Белорусская универсальная товарная биржа», не были включены сыры и сливочное масло. Правда, некоторые белорусские производители отдельные сделки с этими товарами в 2007 г. заключали через биржу на добровольной основе. Впрочем, даже эти попытки вызывали недоумение у некоторых читателей «Экономической газеты» (см. форум на сайте www.neg.by).

Теперь же подп.2.1 постановления Совмина № 1410 обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заключать сделки при поставке на экспорт сливочного масла (код 0405 10 ТН ВЭД), сыров (код 0406 90 ТН ВЭД), происходящих с территории Республики Беларусь, через биржу.

Обязанность продавать сыр и масло через биржу не распространяется только на сделки, предусматривающие продажу товаров, не реализованных на биржевых торгах (т. е. выставленные, но не купленные лоты), по цене не ниже заявленной на биржевых торгах, которые подлежат регистрации в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» в течение месяца со дня их заключения.

Кроме того, вне биржи можно будет продавать товары в объемах, определенных облисполкомами и Мингорисполкомом по согласованию с Минторгом и Минсельхозпродом, по ценам не ниже биржевых котировок ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» на дату заключения таких сделок, подлежащих регистрации на товарной бирже до начала их исполнения.

Таким образом, ставится под более жесткий контроль государства экспорт этих товаров за рубеж. Такую норму можно считать первым шагом по защите внутреннего рынка от несанкционированного вывоза продуктов питания и, с другой стороны — как попытку обеспечить максимальные экспортные цены в условиях роста цен на мировых рынках.

Не распространяются новые требования и на сделки, заключенные до вступления в силу постановления № 714, по которым в установленном порядке в таможенных органах зарегистрированы паспорта сделок на объемы поставок, указанные в этих паспортах. Окажутся ли эти меры достаточными — покажет время. Пока же белорусы успели ощутить последствия бурной экспансии отечественных производителей молочной продукции на внешние рынки. И опустевшие прилавки магазинов наглядно показали, что поставки сыров на два фронта при явном ценовом дисбалансе в пользу экспорта приводят к откровенной дискриминации отечественного потребителя.

Всего лишь 9 лет назад Декретом Президента от 4.09.1998 № 15 «О неотложных мерах по защите потребительского рынка» были введены жесточайшие меры против несанкционированного экспорта белорусских товаров за рубеж — вплоть до конфискации самого товара вместе с транспортным средством. И только в феврале 2002 г. эти меры перестали казаться актуальными. Сегодня в связи с ростом мировых цен на продовольствие у белорусских производителей есть реальные шансы хорошо заработать. Но с другой стороны, у населения нашей страны должны остаться шансы на нормальный рацион питания. Ведь различия в ценах на продукты не в последнюю очередь обусловлены дотациями сельскому хозяйству, которые оплатили белорусские же налогоплательщики…

Леонид ФРИДКИН