$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Связанные руки,

18.01.2008

По данным статистки, динамика роста инвестиций замедлилась. При этом в экономике страны наметились две негативные тенденции. Во-первых, индивидуальные предприниматели в основном не захотели перерегистрироваться в юридические лица. Это означает, что частный сектор не откликнулся на призыв государства инвестировать свои средства на качественно новом и более высоком уровне. Во-вторых, население не спешит вкладывать средства в реальный сектор экономики. Рост банковских вкладов физических лиц свидетельствует о том, что граждане настроены исключительно на накопление личных средств, а не на вовлечение их в хозяйственный оборот. Во многом это результат менталитета потребления, который не ориентирован на создание прибавочной стоимости и развитие экономики.

Евгений Алборов, экономист

Вечный вопрос

Кто виноват в том, что сложилась такая ситуация? Это — следствие упорного нарушения объективных законов экономики. Наше хозяйственное законодательство отстает от реалий сегодняшнего дня и требует корректировок. Этот факт все чаще признается и официальными лицами.

Попробуем проанализировать, что мешает развитию инвестиционной деятельности, которая так важна для финансирования конкурентоспособного бизнеса. Ведь давно уже доказано, что капитал течет туда, где больше норма прибыли и более безопасны условия хозяйственной деятельности.

Проблемы инвестиционной активности на предприятиях государственной формы собственности известны. Это — отсутствие личной заинтересованности тех, кто способен создавать новые производства и технологии. Оплата сложного и трудоемкого управленческого труда по нынешним тарифным ставкам и окладам не способна должным образом мотивировать директоров и менеджеров госпредприятий.

Но почему тогда предприниматели неохотно создают предприятия? Одна из причин — действующая система налогообложения, которая уже на самом высоком уровне охарактеризована как чрезмерно запутанная и усложненная.

Обратная сторона «упрощенки»

Надо признать положительные изменения, особенно в части совершенствования упрощенной системы налогообложения. Но они до конца не доведены. Так «на упрощенке» установили несколько видов налоговых ставок, размер которых привязан к размеру выручки и численности персонала. Но куда важнее дифференциация по видам деятельности (сферы услуг, производство, торговля). В итоге оказалось, что, к примеру, оптовой торговлей при УСН заниматься невыгодно. Чтобы воспользоваться преимуществами «упрощенки» остается под каждый вид налоговой ставки создавать отдельное предприятие и набирать штат. Так все новации обесцениваются.

На сегодняшний день малый бизнес становится многопрофильным. Кто раньше занимался только торговлей, осваивает сферу услуг, сопутствующих или смежных с реализуемыми товарами. Например, продавцы автозапчастей стали вкладывать средства в развитие автосервиса; продавцы мобильных телефонов — в ремонт и обслуживание; продавцы стройматериалов — в строительные услуги. Такая тенденция выведет в дальнейшем более продвинутых частников в сферу производства. Этому надо помогать, а не мешать. Требуется всего лишь дифференцировать разные налоговые ставки и ввести раздельный учет выручки «на упрощенке» по видам деятельности. А органам госуправления — быть тщательнее в разработке нормативных документов.

Зарегулированное ценообразование

Одна из главных помех инвестиционной деятельности сегодня — действующая ценовая политика. Эта сфера зарегулирована настолько, что потеряла экономический смысл и возможность соблюдения всего написанного. Как-то упускается из виду, что создание предприятия подразумевает получение прибыли.

Вложив в бизнес свои средства и знания, инвестор обязан регистрировать цены. А там его выставляют за дверь по той причине, что не понравилась какая-то калькуляция в обоснование цены. Заметим, экономическое обоснование цены требуется не для целей управления предприятием, а исключительно для исполнения требований законодательства, которое не позволяет применять современные методы формирования цен.

Правда, постановление Совмина от 18.06.1999 № 944 разрешает для регистрации новых цен представлять только уведомление. Но Мин- экономики своим постановлением от 16.06.2006 № 99 ввело в форму уведомления колонку, в которой подателю заявления нужно написать цены на аналогичные товары (услуги), выпускаемые другими производителями. Иначе регистрация невозможна! Но кто же даст заявителю такую информацию, которая чаще всего является коммерческой тайной производителя или содержится в закрытых маркетинговых исследованиях. Главная нелепость кроется в том, что требует такую информацию орган, который сам должен владеть ею в нашей стране.

К тому же Минэкономики не удосужилось изменить и п.11 своего постановления от 14.09.2000 № 184, который требует предъявлять на новые цены не только калькуляции, но еще и информацию о структуре затрат на какие-то аналогичные товары.

Еще больше запутан вопрос изменения действующих цен. Устанавливается предельный индекс их изменения, в рамках которого регистрация не обязательна. Но Минэкономики тем же постановлением № 184 и рядом писем разрешает менять цену можно только «в случае объективной необходимости».

При этом не уточняется, кто и по каким критериям будет определять такие случаи. Быть может, объективная необходимость — это доведение предприятия до убыточности, а лучше — сразу до банкротства?. Так тогда регистрировать цены уже поздно. Пора задуматься, почему предприятия должны терять свою прибыль, меньше платить налогов государству и зарплаты работникам, если его товар или услуги имеют спрос?

И, наконец, вершиной всех проблем является роль калькуляций в обоснование цены. Точность расчета этого по сути справочного документа довели до рубля. Фактически под каждое изменение цены на получаемые услуги и ценности надо пересчитывать калькуляции и менять свои цены, чтобы не быть оштрафованными за нарушение дисциплины цен.

Закрытый перечень затрат для целей ценообразования, установленный государством существенно усложняет ведение и без того не простого бухгалтерского учета. Но никто не задумывается, за счет каких источников должны оплачиваться не включенные в цену, но все равно экономически необходимые расходы? Ведь уровень рентабельности так или иначе все равно регулируется.

Чем свои хуже зарубежных?

Для иностранных инвесторов установлены некоторые послабления в правилах ценообразования. Это одна из немногих льгот, позволяющих получать зарубежные капиталы. Но наш частник тоже считает свои деньги и содержит для обслуживания налогового и ценового законодательства огромный штат бухгалтеров и экономистов даже на небольшом предприятии.

Нормативные акты и разъяснения по ценообразованию только порождают новые вопросы. Например, п.7 Положения об упрощенной системе налогообложения, утв. Указом Президента от 9.03.2007 № 119, приводит исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые должны уплачивать работающие по этой системе, и определяет, что установление иных налогов и сборов возможно только путем внесения изменений и дополнений в данный Указ. Минэкономики же своим письмом «О формировании цен» от 10.09.2007 № 12-01-09/4898 сообщает, что к розничным ценам добавляется налог с продаж!

Итак, назрела необходимость в существенной корректировке законодательства по ценообразованию. А для начала — уравнять отечественные предприятия с организациями с иностранными инвестициями.

Пора понять, что наличие и содержание калькуляций не должны быть поводом на наложения штрафов. Это внутренний документ управленческого учета, предназначенный исключительно для менеджеров предприятий. Если органы ценового регулирования хотят быть полезными — пусть сами знакомят заявителя с уровнем действующих цен на аналогичные товары (услуги), чтобы он «не прогорел» в своем бизнесе, и, если надо, сами заполняют справочные разделы уведомления.

Сфера бизнеса разделилась надвое

Порой, читая тот или иной нормативный акт, ловишь себя на мысли, что основная цель документа — не экономическое благополучие, а самозащита чиновников на случай, если с них спросят за результаты работы. Почему это происходит? Может, причина в том, что мы не определились с экономическими приоритетами? Говорим, что строим социально ориентированную экономику. Цель благородная, но вторичная по своей сути. Чтобы быть социально ориентированной, экономике надо прежде стать эффективной и конкурентоспособной.

Как мы пытаемся достичь этой цели? В основу заложили прогнозные показатели и ответственность за их выполнение. Под это невольно корректируется хозяйственное законодательство. Таким образом, сфера бизнеса разделилась на две, пусть и неравные, части. С одной стороны, госпредприятия, управляемые в основном административными методами, с другой — частные, не приемлющие такое регулирование. Для частника главное — прибыль и безопасность бизнеса. Если их нет, то никакие показатели и спущенные сверху приоритеты не помогут.

Однако мировой опыт исторического развития показывает, что доминирование государственной формы собственности в экономике (за исключением специфических отраслей) оправдывает себя только в периоды крайней нестабильности. Такое положение не может быть длительным явлением. Основным приоритетом экономики должно стать постепенное разгосударствление хозяйственной деятельности. В сфере госрегулирования должны остаться общеизвестные ключевые сферы. При этом важно не повторять ошибки других государств. А начинать придется с формирования первоначального капитала у хозяйственно активной части населения, которая могла бы в дальнейшем использовать его для выкупа предприятий у государства или развития своего бизнеса.

К крупному предприятию должен быть особый подход. Каким бы большим оно ни было, его работоспособность определяют конкретное число специалистов, способных управлять, создавать новые производства и технологии. Им и надо продавать часть госакций предприятий. На свою зарплату они их, конечно, не купят. Поэтому необходимо широко применять системы рассрочки, опционов, компенсируя недостатки тарифной системы оплаты труда и создавая дополнительные стимулы для менеджмента.

Государственный и частный

Главный источник формирования государственного бюджета — налоги. Поэтому приоритет государства в инвестиционной сфере порождает замкнутый круг: рост бюджетных инвестиций требует высокой налоговой нагрузки, которая лишает предприятия собственных источников средств и вынуждает искать их в госсубсидиях. В свою очередь получатели госиннвестиций — госпредприятия не имеют стимулов для наращивания своей прибыли и капитализации, а социальные и политические приоритеты государства всегда будут доминировать над экономической эффективностью.

К тому же надо учитывать, что инвестиции — это отложенный спрос, возвращенный в производственную сферу. Если инвестирование ведется нашими гражданами, то их свободные средства возвращаются в хозяйственный оборот, увеличивая национальный продукт, деловую активность и образованность общества, а не иждивенческие настроения.

Создавая условия для эффективной и безопасной работы частному инвестору, государство откроет возможность привлечения им средств иностранных партнеров, которое будет происходить на паритетных началах и под залог эффективной работы совместных предприятий, а не экономической безопасности, когда привлечением иностранного инвестора занимается государство. Если же более благоприятные условия создавать иностранным инвесторам, то большая часть прибыли уйдет в их страны. В итоге они будут наращивать свое богатство, пока мы будем пытаться зарабатывать себе на скромный уровень жизни и добиваться права на труд.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях