$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

СВЯЗАННЫЕ ОДНИМ СПРОСОМ

22.07.2011

Розница кризиса не боится, ведь продукты питания и иные товары первой необходимости будут покупать всегда — так размышляли многие участники рынка еще весной. Прошло всего несколько месяцев и настроения в торговле изменились. Из-за проблем на валютном рынке сократились поставки импорта и товаров собственных торговых марок (СТМ), производимых за пределами РБ. Розничным сетям стало сложнее удерживать свои уникальные конкурентные преимущества: низкие цены, собственные торговые марки, маркетинговую активность. Появились и другие «болевые точки», о которых нам рассказал партнер компании «Pro Retail» Максим ЯНКИВ.

Дорогие кредиты приостановили и сократили экстенсивное развитие сетей, все они минимизировали приобретение объектов в собственность через покупку готовых помещений и через долевое строительство, т.к. любой оператор стремится минимизировать свои риски. В связи с этим и девелоперы, владеющие землей для инвестпроектов под строительство различных торговых объектов, вынуждены финансировать стройки почти полностью самостоятельно, без привлечения дольщиков. Отсутствие спроса со стороны ритейла для приобретения этих объектов в собственность или долевого участия в строительстве значительно увеличило риски девелоперов, связанные с выполнением обязательств в конкретных проектах. Срок их окупаемости удлинился из-за роста стоимости кредитов. С другой стороны, дорогие кредиты и сложности с их получением вынудили компании пересмотреть сроки строительства собственных торговых объектов. Поэтому снова предпочтительнее стала аренда торговых площадей — ставки здесь выгодно снизились.

Проблемой стала возможность сохранить «читаемость формата» сети — признаки торговой структуры. Из-за сложностей с покупкой валюты ритейлеры вынуждены приобретать белорусское, а не импортное торговое оборудование. Наверное, такое стимулирование отечественного производителя положительно влияет на экономику страны, однако в торговле это затрудняет маркетинговое позиционирование и создание легко читаемого формата. Поскольку ассортимент отечественного торгового оборудования пока ограничен, возникает одноплановость магазинов, что усложняет возможности делить их на определенные форматы, создавать уникальность торговых объектов в мерчендайзинге.

Ситуация с персоналом достаточно стабильна. Высокая инертность высококвалифицированных работников и лояльность их к нанимателю пока не подталкивает к смене работодателей. Сказывается и изменение условий оплаты труда, вызванное девальвацией. В большинстве розничных сетей наниматели постепенно индексируют зарплаты в белорусских рублях. Конечно, здесь не все гладко, поскольку работники все же мониторят рынок труда соседних стран, что потенциально может привести к оттоку кадров.

Очевидно, что сейчас многие розничные компании ради экономии стараются сократить затраты, в т.ч. бюджеты на развитие персонала и обучение. Однако в сложившейся ситуации уровень подготовки персонала, включая линейный, стал ключевым фактором, определяющим успешность работы предприятия.

Дефицит импортных товаров перестроил работу категорийных менеджеров. Можно забыть, по крайней мере на время, что когда-то поставщик приходил сам и прилагал максимум усилий, чтобы добиться присутствия своего товара на полке. Теперь категорийный менеджер вынужден сам активно искать поставщиков каждой из категорий. Кроме того, рознице пришлось пересмотреть годовые соглашения с дистрибьюторами. Появился целый ряд компаний, предлагающих узкий ассортимент, малоизвестные бренды, плохую логистику. Однако розничные операторы сейчас готовы рассматривать все возможные варианты наполнения торговых объектов товарами. На первый план вышла исключительно ценовая конкуренция.

Поэтому для новых дистрибьюторов сейчас самый удачный момент входа на рынок. Шансы на успешную работу новичков и «старожилов» в глазах розницы уравнялись. В свою очередь, для дистрибьюторов главным критерием при выборе клиентов стала платежеспособность. Нестабильность поставок порождает необходимость корректировать выкладки в торговых объектах из-за «вымывания» товаров, что увеличивает нагрузку на персонал.

Из-за снижения конкуренции со стороны поставщиков по определенным товарным группам значительно сократилась маркетинговая активность. Проводится меньше выгодных для покупателя предложений, акции, промо-активность и реклама стали менее актуальны.

Таким образом, сегодня работа розничного рынка сильно усложнилась. Чтобы получить прибыль, розничные предприятия и дистрибьюторы стараются сохранить додевальвационный уровень рентабельности. Поэтому рост цен в магазинах предсказуем, и покупатель напрасно винит в этой тенденции розницу. Причины кроются в иных сферах.

СПРАВКА «ЭГ»

В настоящее время в Беларуси работает 37,3 тыс. магазинов розничной торговли (в т.ч. около 30% — самообслуживания), 378 торговых центров и 401 рынок. При этом обеспеченность торговыми площадями в республике составляет 391 м2 на 1 тыс. жителей.

Среди мероприятий по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 11.07.2011 № 942, предусмотрены меры по развитию торговой инфраструктуры, включая строительство в ближайшие 5 лет более 1,5 тыс. магазинов, открытие не менее 43 крупных торговых центров, увеличение количества фирменных магазинов на 81 единицу, а также строительство в малых и средних городских поселениях и сельской местности 21 супермаркета и 250 магазинов шаговой доступности с внедрением современной технологии организаций розничных продаж по перечням, согласованным с облисполкомами, дополнительное приобретение ежегодно 50 модернизированных автомагазинов и увеличение частоты выездного обслуживания в сельских населенных пунктах.