$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

СВОЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БЛИЖЕ©

21.08.2015

У снижения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке много причин. Некоторые из них назвали предприниматели и руководители предприятий на семинаре, организованном БСПН им. М.Кунявского и Брестским горисполкомом 14 августа. По мнению участников мероприятия, откладывать решение накопившихся в промышленности проблем больше нельзя.

Легче всего «бросить камень» в огород импортеров и любителей шоп-туров, предложить «закрутить гайки» — ужесточить нормы ввозимых товаров и обложить их НДС. Но это не решит проблему, зато породит новые, в т.ч. социальную напряженность. Уже теперь забота государства об отечественном легпроме обернулась проблемами для индивидуальных предпринимателей. Тысячи из них сегодня вынуждены искать работу и обивать пороги службы занятости. Большинство из них по 10–15 лет работали на себя, а теперь готовы трудоустраиваться за 3 млн. Br, чтобы не числиться в «тунеядцах». Многие приостанавливают деятельность на полгода, чтобы не платить аренду, чтобы не попасть на единый налог, который вырос втрое. «Пока государство опекает одну из отраслей, другой части общества приходится защищать себя самостоятельно, — заявила одна из участниц семинара. — Возводя стены на пути импорта, мы никогда не преодолеем отсталость, и население будет только страдать».

Впрочем, у производителей, несмотря на государственную заботу, хватает своих проблем. К примеру, обувщики жалуются, что из-за низких таможенных пошлин из республики вывозятся лучшие кожи. В результате своим остаются лишь низкокачественные остатки, из которых хорошей обуви не сошьешь, тем более на экспорт.

ТЯЖКИМ грузом лежат на предприятиях социальные обязательства. Например, как рассказала директор швейного производства «Динамо Програм Брест» Маргарита Бандровская, у нее треть работников находится в отпусках по уходу за ребенком. Получается, что предприятие работает только на выплату пособий.

Молодые специалисты, едва приступив к работе, уходят в «декрет». Неудивительно, что от пополнения приходится отказываться. Между тем, хватает и других проблем — для пошива спортивной одежды нужны фурнитура и ткани (хлопок и эластан), которые в республике не производятся. Стоимость тканей достигает 70% в цене готовых изделий и, как ни ужимаются другие статьи затрат, рентабельности «не получаем практически никакой». Ко мнению директора присоединились ее коллеги. Они наперебой жаловались, что «Камволь» и «Сукно» игнорируют потребности отечественных швейников, предпочитая госзаказы на спецодежду или экспортные поставки. В придачу белорусские сырье, материалы и комплектующие на внутреннем рынке гораздо дороже, чем при продаже за рубеж. Получается, что конкурировать с иностранными компаниями невозможно даже потому, что они получают от наших же производителей более дешевое сырье.

Еще один фактор, снижающий конкурентоспособность отечественной продукции, — расходы на обслуживание недвижимости, которые зачастую выше арендных платежей. Главное хозяйственное управление УДП РБ ставки не снижает, а потому в выигрыше те, кто успел обзавестись собственными производственными помещениями.

Работа над оптимизацией издержек идет непрерывно: урезаются зарплаты, сокращаются персонал и объемы выпуска. Но есть издержки, над которыми менеджеры не властны: из-за сертификации и излишне жестких норм пожарной безопасности белорусская продукция слишком дорога и теряет внешние рынки, в т.ч. и российский.

Одно из самых распространенных среди топ-менеджеров объяснений происходящего — «кризис никто не отменял». Сокращение расходов сопровождается падением объемов продаж, отмечает директор ООО «Вегас» Андрей Доброженецкий. Между тем, бизнес-сообщество не видит достаточно достоверных данных о перспективах развития страны, на которых предприятия могли бы планировать свою деятельность. «Я не жалуюсь, у меня на внутреннем рынке прирост продаж на 30% к уровню прошлого года, т.к. мы с большой точностью спрогнозировали развитие ситуации в этом году, — заявил А.Доброженецкий, — но для дальнейшего планирования информации недостаточно».

В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ мере снижение конкурентоспособности отечественной продукции связано с налогами, считает директор Брестского завода бытовой химии Олег Рамчинский. Исправить положение могло бы снижение ставок НДС и отчислений в ФСЗН до уровня партнеров по ЕАЭС. Такое предложение столь же популярно у бизнеса, как и требование защиты от произвола контролирующих органов и удушающей волны конфискаций имущества, проводимых по самым незначительным поводам.

Свое объяснение снижению доли отечественных товаров на внутреннем рынке дал директор ЗАО «Ляховичский завод металлопластмасс» Геннадий Малихтарович. «Мы начинаем бояться продавать на своем рынке из-за неплатежей торговых организаций и посредников. В нашей стране нет ответственности за своевременную оплату товара, — заявил директор. — Суды здесь не помогают. Почему мы на экспорт продаем дешевле, чем внутри страны? Потому что деньги стоят денег. Если мы даем товар с отсрочкой 45 дней, то понимаем, что до 90 дней оплаты не увидим. Принят хороший закон о торговле, ограничивающий сроки расчетов, но он не выполняется».

МАСШТАБ снижения конкурентоспособности отечественных товаров можно оценить по данным статистики последних лет, отметил почетный председатель БСПН Георгий Бадей. Например, в I полугодии т.г. при снижении объемов производства во многих подотраслях обрабатывающей промышленности запасы готовой продукции на складах с начала т.г. увеличились на 3,8 трлн. Br, или на 11,7%, и составили на 1 июля 36,4 трлн. Br. Тем не менее в розничном товарообороте доля отечественных товаров в объеме розничного товарооборота снизилась с 65,4% в 2010 г. до 53,1% в 2014-м и 51,3% в I полугодии т.г. Эту тенденцию подтверждают и данные опроса более 300 руководителей промышленных и торговых организаций различных регионов Беларуси, проведенного БСПН. Так, снижение доли отечественных товаров на внутреннем рынке негативно оценивают почти 80% участников опроса, причем 74,5% считают причиной этого явления снижение конкурентоспособности белорусских товаров, а 45,9% — глобализацию и приоритет интересов потребителей (что, кстати, тоже свидетельствует о низкой конкурентоспособности нашей продукции). По мнению 65% респондентов, качество импортных товаров выше, 50% отметили более привлекательные цены, 40,6% — притягательность известных брендов. Примечательно, что 56,5% считают излишним ограничение импорта потребительских товаров, а среди тех, кто поддерживает такие меры, 79,1% отдают предпочтение экономическим методам, из них 46,4% — в пределах норм ВТО.

Основными факторами низкой конкурентоспособности отечественных непродовольственных товаров, по мнению участников опроса БСПН, являются: высокие издержки, в т.ч. связанные с материальными затратами и приобретением импортного сырья, материалов и комплектующих (74,8%), оплатой труда и социальным страхованием (30,5%), затраты при реализации товаров, в т.ч. кредитование торговли и авансовые платежи в бюджет, обусловленные уплатой налогов «по отгрузке», дороговизна торговых площадей (37,4%). Также отмечались низкий технический уровень производства (62%), недостаток рекламы (68,5%), слабая дисциплина (88,4%).

По мнению участников опроса, на объемы поставок товаров на внутренний рынок влияют такие факторы, как валютно-денежная политика, таможенная защита, отношения с торговлей. Предпочтение экспорту, например, отдают 44% респондентов, которым необходима валютная выручка для закупки сырья, модернизации производства и т.д., 38,7% — в надежде на расширение рынков сбыта, 33,3% — из-за более высокой доходности. При этом руководители предприятий считают, что нельзя допускать необоснованного завышение курса белорусского рубля по отношению к валютам основных стран — торговых партнеров, в первую очередь, к российскому рублю. Многие респонденты — за снижение ставки НДС (55,4%) и окончательный отказ от административного регулирования и контроля за ценообразованием (47,6%). Также отмечены негативное влияние относительно низких таможенных пошлин на готовые изделия по сравнению с пошлинами на сырье, материалы и комплектующие; сложности подтверждения экспорта для возврата НДС, завышенные по сравнению с другими странами требования по техрегламентам и санитарным нормам.

Респонденты отметили также ряд проблем, связанных с реализацией продукции (см. диаграмму в печатной версии "ЭГ").

Чтобы улучшить ситуацию со сбытом, участники опроса предлагают создать систему господдержки организаций торговли, работающих с белорусскими товарами (в т.ч. путем их кредитования), обеспечить невмешательство государственных органов, в т.ч. местных, в работу ритейла, повысить ответственность за своевременность расчетов.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ товаров, как и страны в целом, зависит от множества факторов: организации и технического уровня производства, качества маркетинга работы, промышленной, кредитно-денежной, бюджетно-налоговой политики и т.д., считает Г.Бадей. Решение накопившихся проблем требует комплексного, системного подхода, со стороны как менеджмента предприятий, так и государства. Поэтому на семинаре прозвучало предложение разработать целевую программу повышения конкурентоспособности белорусских товаров, которая стала бы основой для сохранения внутреннего рынка и экспансии на внешние. Главными задачами такой программы должны стать изменение бедственного положения отечественных производителей, промышленной политики и структурная перестройка экономики с переходом на кластерную организацию производства.

Оксана КУЗНЕЦОВА