$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СВОЙ ПУТЬ ДЛИНОЙ В КИЛОВАТТЫ©

18.02.2014

В Белорусской энергосистеме в 2014 г. ожидается ввод в эксплуатацию 1300 МВт новых генерирующих мощностей на традиционных и местных видах топлива. Намечено также продолжение строительства АЭС, ГЭС, ветроустановок. Отрасль намерена приступить к долгожданному процессу реформирования. Эти и другие планы были обнародованы на заседании коллегии Министерства энергетики, которая подвела итоги работы подведомственных организаций в 2013 г.

В прошлом году в отрасли по итогам проверок Комитета госконтроля произошла смена руководства. Новому составу досталось тяжелое финансовое наследство — на 1.01.2013 г. дефицит средств на текущую деятельность газо- и энергоснабжающих организаций составлял 1,7 трлн. Br. Ликвидировать его позволили меры по оптимизации затрат и сокращению расходов, а также решения по увеличению тарифов на электроэнергию и цен на газ для населения в рамках программных документов по поэтапному сокращению перекрестного субсидирования, сообщил министр энергетики Владимир Потупчик. При этом экономический эффект от реализации планов мероприятий по снижению издержек и повышению эффективности использования материальных и финансовых ресурсов превысил 1 трлн. Br.

Новая команда исполнила указание Президента страны по формированию в отрасли прозрачного механизма установления цен и тарифов на энергоресурсы. Минэнерго по согласованию с Минэкономики и Департаментом по энергоэффективности Госстандарта разработана и утверждена Инструкция о порядке планирования и калькулирования затрат на оказание услуг по энерго- и газоснабжению. Подготовлены проекты нормативных правовых актов, устанавливающие порядок экономически обоснованных тарифов на электро- и тепловую энергию. Актуализированы ранее утвержденные методические рекомендации по раздельному учету затрат в энергоснабжающих организациях. Меры по финансовому оздоровлению позволили существенно повысить уровень средств, направляемых на ремонты и профилактику в энергохозяйстве. Ведь из-за недостатка финансирования этого направления в 2009–2012 гг. ухудшилось техническое состояние оборудования, участились сбои в его работе.

По инициативе нового руководства была скорректирована Государственная программа развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 г., утв. постановлением Совмина от 29.02.2012 № 194. В частности, на 370 МВт был снижен объем ввода новых генерирующих мощностей, что потребовало пересмотра планов по выводу из эксплуатации неэффективного оборудования, проведена оптимизация электросетевого строительства.

Из предусмотренных госпрограммой планов в 2013 г. было введено в эксплуатацию 208,5 МВт высокоэффективных генерирующих мощностей, в частности, в Гродно, Могилеве, Мозыре, Бобруйске. На реализацию проектов по повышению эффективности и надежности работы энергохозяйства, сооружение АЭС в 2013 г. было направлено около 18,7 трлн. Br (9,2% общего объема капиталовложений по стране), что вдвое больше, чем в 2012 г. Основным источником этих средств были кредиты банков (62,4%), бюджета и собственных ресурсов организаций (по 17,6%).

Модернизация энергосистемы позволила снизить до 41,1% степень износа ее основных фондов. По итогам 2013 г. Минэнерго выполнило в полном объеме установленные ему показатели по энергосбережению, доле местных видов топлива в котельно-печном топливе, экономии светлых нефтепродуктов.

В то же время темп роста экспорта товаров составил 91,7% при задании 110%. Не справились энергетики и с заданием привлечь в отрасль 200 млн. USD прямых иностранных инвестиций, что неудивительно, учитывая сохранение госсобственности в этой сфере.

Очевидно, что отсутствие внешних поступлений при нарастающих сложностях с внутренним финансированием потребовали от Минэнерго возврата к идее реформирования Белорусской энергосистемы. Ее действующая структура не позволяет также реально формировать затраты и тарифы по видам деятельности. Поэтому Минэнерго в прошлом году подготовило предложения по совершенствованию управления отраслью. Они предусматривают разделение энергетического хозяйства на конкурентные и монопольные виды деятельности. Конкурентные виды включают производство и продажу электроэнергии, монопольные — ее передачу и распределение. Кроме того, реформирование предполагает создание оптового и розничного рынков электроэнергии и их субъектов. Эти предложения отражены в концепции закона «Об электроэнергетике», которая в январе текущего года рассмотрена и одобрена на заседании президиума Совмина. Тем самым, по мнению В.Потупчика, сделан первый шаг в направлении реформирования отрасли и формированию общего электроэнергетического рынка в Таможенном союзе.

Выступая на коллегии, первый вице-премьер правительства Владимир Семашко указал, что Беларусь не пойдет по «чубайсовскому», т.е. российскому, пути реформирования энергетики, в котором широкое место отводилось приватизации. Наша модель предполагает сохранение за государством контроля над энергосистемой. Ее разделение на генерацию, передачу, распределение электроэнергии в белорусской концепции реформирования необходимо в первую очередь, для того, чтобы четко видеть экономические затраты, бороться за их уменьшение и добиться в итоге снижения себестоимости производства электроэнергии и ее минимальной цены для потребителя, отметил В.Семашко. Он поручил Минэнерго активизировать подготовку соответствующей нормативно-правовой базы.

Между тем проект документа, регламентирующего взаимоотношения сторон в ЕЭП, включает и раздел по энергетике. Белорусской стороне следует проявить инициативу, чтобы в этом документе были в максимальной степени учтены ее национальные интересы в энергетической сфере, обратил внимание участников заседания коллегии первый вице-премьер.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях