$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

Свои товары ближе к плану

22.07.2016

Импортозамещение – один из любимых лозунгов белорусских властей. В ограничении поставок из-за рубежа и замене их товарами местного производства видится залог укрепления экономики и независимости страны. При этом целесообразность подобных мер нередко отступает на дальний план. Обсуждению принимаемых мер по импортозамещению и защите внутреннего рынка было посвящено заседание Президиума Совета Министров, состоявшееся 19 июля.

В условиях открытости национальной экономики только вопросы качественной импортозамещающей продукции позволяют реализовывать имеющиеся в стране конкурентные преимущества, удовлетворять внутренний спрос и экспортировать продукцию за рубеж, заявил на заседании премьер-министр Андрей Кобяков. Он отметил, что за последние 5 лет в Беларуси произведено импортозамещающей продукции почти на 70 млрд. USD, а ее доля в промышленности достигла 27,9%. В 1,5 раза снижена импортоемкость. Теперь премьер-министр напомнил, что в текущем году планируется обеспечить прирост производства импортозамещающей продукции не менее 600 млн. USD.

Политика импортозамещения включает 2 основных направления. Первое – производство продукции, которая в Беларуси уже выпускается, но в недостаточном количестве. Сегодня по этому направлению освоено производство практически всей номенклатуры основной техники для сельского хозяйства, многих ранее импортируемых стройматериалов (в т.ч. полированного стекла, гипсокартона), грузовой и пассажирской техники. По итогам I квартала т.г. годовое задание по выпуску таких товаров выполнено на 20,6%, или 2,7 млрд. USD. По мнению А.Кобякова, это «в общем удовлетворительный задел на год». Однако некоторые ведомства были не столь успешны. Например, Минсельхозпрод отрапортовал о выполнении лишь 9,5% годового задания, Минстройархитектуры – 16,3%, концерн «Беллесбумпром» – 10%.

Второе направление – это производство новых видов продукции, а также той, от выпуска которой когда-то отказались, но сегодня в ней есть необходимость. Здесь годовое задание по итогам I квартала выполнено на 21,5%.

К РЕШЕНИЮ вопросов импортозамещения власти намерены привлекать не только крупные предприятия, но и небольшие компании. По мнению А.Кобякова, они зачастую мобильнее, лучше чувствуют потребности рынка. Глава правительства надеется, что за счет малого и среднего бизнеса сегодня «вполне возможно обеспечить потребность внутреннего рынка в простых товарах, не требующих организации относительно сложного производственного процесса или использования высоких технологий», а заодно заняться продвижением отечественных товаров, помочь в разгрузке складских запасов, в т.ч. легкой промышленности. При этом А.Кобяков полагает, что «цель у всех одна – удовлетворить спрос потребителей на качественную продукцию, и как следствие – повысить долю продаж отечественных товаров».

Но если к ряду руководителей отраслей и предприятий у правительства «есть вопросы» (по-видимому, в связи с отклонением от заданной цели), то владельцы и менеджеры частных компаний озабочены еще и тем, как совместить генеральную линию импортозамещения с приемлемыми доходами. А потому вкладывать деньги в малорентабельные, и тем более, неокупаемые проекты частники не рискнут: им госдотаций не дадут и долги не спишут.

ПОКА по итогам I квартала т.г. сложилась самая низкая доля продаж белорусских товаров с 2008 г. – 65,7% (на 3,2 п.п. меньше, чем годом ранее), в т.ч. по продовольственным – 80,8%, по непродовольственным – 45,8%. Причиной такого спада на заседании было названо, в частности, невыполнение в полном объеме заявок на поставку в торговую сеть отечественных кондитерских изделий, энергосберегающих ламп, электроаппаратуры, тканей и одежды, часов, ламинированных напольных покрытий, мыла. А.Кобяков пожаловался на низкую маркетинговую и рекламную активность производителей, незаинтересованность в участии в ценовых скидках и прочих акциях по продвижению ряда продуктов питания.

Если с ассортиментом и продажами импортозамещающих товаров проблемы остаются, то с защитой внутреннего рынка дела обстоят несколько успешнее. Поток контрафактных товаров пресекается с помощью запрета на торговлю без сертификатов и сопроводительных документов, санитарно-гигиенической экспертизы. Продолжается жесткий контроль за соблюдением техрегламентов, проводятся системные проверки. Все это, по заверению властей, призвано обеспечить защиту законных прав потребителей на приобретение качественного товара. Защита внутреннего рынка станет одним из приоритетов деятельности Министерства антимонопольного регулирования и торговли – от его работы А.Кобяков ожидает «определенных результатов». Правда, он тут же заверил, что наиболее эффективный инструмент в борьбе за рынок – это не административные меры, а высокое качество отечественной продукции, широкий ассортимент и конкурентная цена, а также грамотное позиционирование товара на рынке и его реклама.

ОДНИМ из критериев эффективности работы руководителей республиканских органов госуправления, председателей областных, Минского городского исполкомов в Указе № 78 значится «рациональное импортозамещение». Но как его оценивать? Да, под импортозамещение можно создавать новые и модернизировать старые производства, обеспечить заказы и рабочие места, добавить сколько-то процентов к темпам роста. Только будет ли этот рост долгосрочным и во что обойдется обществу? Приведет ли он к качественному обновлению экономики или законсервирует ее хроническое отставание от развитых стран?

Чиновники неизменно видят в импортозамещении важный инструмент развития отечественной экономики. Но на самом деле, его возможности весьма ограничены, а воздействие – неоднозначно. Мировой опыт показывает, что попытки отгородиться от глобальных потоков товаров, заменить их местными аналогами исключительно для внутреннего потребления редко бывают успешными. Чаще всего получается ухудшенный вариант, не достигающий уровня оригинала. Чтобы не опускаться до подделок, нужно привлекать в страну передовые технологии, создавать подразделения транснациональных корпораций. Идя по этому пути, некоторые развивающиеся страны со временем перешли к созданию своих высокотехнологичных и конкурентоспособных компаний мирового масштаба. Но невозможно создать успешное импортозамещающее производство, ориентированное на столь небольшой рынок, как белорусский.

ТЕОРЕТИЧЕСКИ импортозамещение обычно наиболее эффективно в относительно низкотехнологичных отраслях, да и то не всегда. Например, наибольших успехов на ниве импортозамещения мы добились в сельском хозяйстве. Но АПК так и не стал экономически эффективным. После вливания миллиардов долларов для поддержания его финансовой устойчивости сейчас приходится «выгребать» из банков безнадежные долги. Такова цена продовольственной безопасности, импортозамещающих и экспортных достижений. К тому же эти достижения в немалой степени зависят от импорта: семена, средства защиты растений, кормовые добавки, племенной скот, техника. Несмотря на все меры и программы, заменить эти поставки пока не удалось.

Аналогичная картина наблюдается с «импортозамещенным» алкоголем, изготавливаемым из зарубежных виноматериалов, «отверточной» сборкой техники с низкой степенью локализации и т.п. Такая отечественная продукция, к сожалению, часто отличается по качеству, и даже не всегда оказывается дешевле. Неудивительно, что покупатели голосуют кошельком и ногами против такого импортозамещения. В ответ власти пытаются воспитывать «потребительский патриотизм» административными протекционистскими мерами.

Импортозамещение – сложный процесс, имеющий экономический смысл только в случае, если формирует качественно новые отрасли и повышает эффективность производства, а не реанимирует предприятия, безнадежно «больные» финансово и технологически. Попытки улучшить внешнеторговое сальдо и добиться номинального роста ВВП за счет неокупаемых проектов, финансируемых за счет бюджета и влезания в долги, уже дорого обошлись белорусской экономике и могут стать еще дороже.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ