$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ В ЕДИНОМ ТРУДОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

26.11.2010

19 ноября главы правительств Беларуси, Казахстана и России подписали соглашения «О сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств» и «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей». Документы приняты в рамках формирования единого экономического пространства (ЕЭП) — завершающего этапа создания Таможенного союза трех стран.

В перспективе ЕЭП порядок трудоустройства мигрантов из стран — участниц Таможенного союза на территории любой из них будет единым. После ратификации соглашений условия осуществления трудовой деятельности трудящимся-мигрантом одной из стран в любой другой будут приравнены к условиям, которыми пользуются местные жители. При этом отношения трудящегося-мигранта с работодателем будут регулироваться законодательством государства трудоустройства. «Белорусские наниматели, привлекающие на работу казахов или россиян, обязаны будут заключать с ними типовые трудовые договоры, — обращает внимание начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун. — По требованию трудящегося-мигранта (в т.ч. бывшего работника) наниматель обязан безвозмездно выдать ему справку с указанием специальности (квалификации, должности), периода работы и размера зарплаты». Это новое требование предусмотрено ст. 10 Соглашения «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» (далее — Соглашение о статусе мигрантов).

Единое регулирование миграционного трудоустройства уже более 10 лет действует между Беларусью и Россией в рамках Союзного государства. Так, в соответствии со ст. 7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25.12.1998 г. обе страны обеспечивают приезжим работникам — гражданам государств — участников договора равные права на трудоустройство, оплату труда и иные социально-правовые гарантии на своих территориях. Обе стороны взаимно признают трудовой стаж (включая стаж, исчисляемый в льготном порядке) и стаж работы по специальности. «Таким образом, россияне работают в Беларуси как белорусы, — пояснил А.Бегун. — Конечно, при условии, что они законно находятся на территории нашего государства. А белорусы в России — на тех же условиях, что и россияне. Теперь надо ожидать присоединения Казахстана к такому регулированию».

В соответствии со ст. 3 Соглашения о статусе мигрантов выезжающим на работу в другую страну белорусам, россиянам и казахам больше не требуется получать разрешение на осуществление трудовой деятельности на территории одной из стран ТС. «Это упрощение не касается граждан других государств. Для них порядок въезда и выезда из Беларуси, как и режим трудоустройства, по-прежнему будет регулироваться национальным законодательством в области внешней трудовой миграции», — отметил А.Бегун. Напомним, что в соответствии со ст. 4 Закона от 17.06.1998 № 169-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон № 169-З) направление на трудоустройство граждан РБ за границу возможно только при наличии специальных разрешений (лицензий). Второй обязательный документ — подтверждение договоренности между соискателем лицензии и иностранным нанимателем (организацией) о трудоустройстве.

В Соглашении о статусе мигрантов отмечено, что привлечение трудящихся-мигрантов осуществляется работодателями государства трудоустройства «без учета ограничений по защите национального рынка труда». В то же время некоторые местные изъятия все-таки допускаются. К примеру, в отраслях, имеющих стратегическое значение, или в сферах, где принимающей стороной ведется социальная защита от безработицы, согласно ст. 6 Соглашения о статусе мигрантов могут быть установлены ограничения в отношении трудовой деятельности приезжих. Такие «стратегически приоритетные» отрасли у нас должны быть определены Минэкономики.

Пока же квоты (пределы) на привлечение иностранной рабочей силы в РБ с учетом государственных интересов и ситуации на внутреннем рынке труда, а также приоритетности права белорусов на занятие вакантных мест, устанавливает Совмин (ст. 9 Закона № 169-З), хотя до сих пор он этого не дела, а с инициативой введения ограничений на привлечение иностранной рабочей силы в нашу страну ни одно из компетентных в этих вопросах ведомств не выступило.

Более того, приток мигрантов в Беларусь (сальдо миграции) планируется увеличить с 12,2 тыс. человек в 2009 г. до 15 тыс. ежегодно. Такую потребность диктует демографическая обстановка. Сокращение численности населения трудоспособного возраста, вынуждает искать рабочие руки за рубежом. Пожалуй, самым мощным фактором притяжения трудящихся-мигрантов является высокий спрос на рабочую силу. Чтобы обеспечить его Проектом основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг. предусмотрено создание и модернизация более 1 млн. рабочих мест. В то же время, по данным Белстата, численность занятых в экономике в январе-сентябре 2010 г. составила 4,646 млн. человек, что лишь на 0,1% больше, чем годом ранее. При этом в службе занятости на конец октября было зарегистрировано 35,2 тыс. безработных. Надо полагать, что большую часть новых вакансий смогут занять приезжие. Впрочем, тут нужно учитывать нашу специфику признания граждан безработными и связанную с этим высокую латентность безработицы. Кроме того, в случае масштабной приватизации неизбежна реструктуризация многих предприятий, которые перейдут в частные руки. А это, в свою очередь, приведет к высвобождению рабочей силы. И тогда запланированный миллион вакансий понадобится самим белорусам.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях