$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

СВОБОДУ УГНЕТЕННЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ©

18.08.2015

Белорусские власти намерены «формализовать задачи, обеспечивающие к концу года экономический рост», и избавить от «угнетения валовые показатели». Такие задачи поставлены в пятницу на расширенном заседании Совета Министров, где рассматривались итоги социально-экономического развития республики за I полугодие 2015 г.

Динамика ВВП и промышленного производства по итогам I полугодия оставляют желать лучшего. Однако, по мнению премьер-министра страны Андрея Кобякова, предварительные результаты свидетельствуют о некотором качественном улучшении макроэкономических индикаторов. Задачу жить по средствам, поставленную Президентом, правительство выполняет, экономика «работает в сбалансированном режиме». Подтверждением тому, как полагает глава правительства, является то, что страна спокойно и в полном объеме рассчитывается по государственным валютным обязательствам, и некоторые другие факторы. «Мы имеем устойчивое положительное сальдо за 6 месяцев текущего года — почти 1,2 млрд. USD. Это лучше, чем год назад, в два раза, — отметил премьер-министр. — При этом рост экспорта в мае–июне был обеспечен исключительно ростом объемов поставок».

О СБАЛАНСИРОВАННОСТИ работы отечественной экономики также должны свидетельствовать стабильность на валютном и депозитном рынках, профицит республиканского бюджета за январь–июль (14,4 трлн. Br), замедление инфляции (с 110,2% в I полугодии 2014 г. до 107,3% в январе–июне т.г.). За первую неделю августа, по данным премьер-министра, инфляция даже снизилась на 0,2%. Картину макроэкономической сбалансированности несколько портит «проседание валовых показателей развития». Поэтому руководитель правительства еще раз напомнил, что важнейшая задача на II полугодие — восстановление экономического роста. «Мы не должны пребывать в постоянном состоянии угнетения валовых показателей, — заявил он. — Для решения этой задачи необходима мобилизация всех сил и ресурсов на главных направлениях».

По мнению Андрея Кобякова, сегодня есть несколько точек, «на которые можно давить, не опасаясь за макроэкономическую стабилизацию». Во-первых, это экспорт товаров и услуг. «Для выхода на положительную динамику роста экономики, чтобы обеспечить темпы роста ВВП более 100%, необходимо продать белорусской продукции на 1,3 млрд. USD дополнительно к оценке текущего года в 33,6 млрд., которую дают на сегодня наши отраслевые ведомства и регионы», — считает премьер-министр.

Вторая «точка давления» — инвестиции. Поскольку дополнительных денег в бюджете нет, А.Кобяков требует нарастить объемы строительно-монтажных работ на объектах, финансируемых с привлечением внешних ресурсов. Речь идет только об инфраструктурных проектах — атомная электростанция, дороги, которые строятся за кредиты Всемирного банка, банка Китая, объекты энергетики. Если организовать работу таким образом, чтобы имеющиеся ресурсы использовать максимально эффективно, правительство надеется получить необходимые темпы роста экономики. А потому Минэкономики дано поручение «формализовать задачи по обеспечению экономического роста».

ВЕРОЯТНО, такой «формализацией» следует считать предложение министра экономики Владимира Зиновского проработать схемы поддержки отечественного экспорта по приоритетным видам продукции. По мнению министра, в I полугодии уже наблюдаются положительные сдвиги в диверсификации экспорта. Его региональная структура стала более сбалансированной, наблюдается рост поставок в страны дальней дуги. «По сравнению с I полугодием 2014 г. экспорт товаров в страны Восточной Азии вырос на 25%, Африки — на 20%, Центральной и Северной Америки — на 49%. Удельный вес стран дальней дуги увеличился с 11,2% до 15,7%», — отметил В.Зиновский. Правда, выход на новые рынки всегда предполагает определенные затраты и риски. Так, по большинству контрактов в страны Африки, Латинской Америки, Азии требуются либо связанный кредит, либо товарный. «Здесь важно не только четко просчитывать финансовые потоки, страховать риски, но и просто иметь для этого деньги», — считает глава Минэкономики и предлагает переходить к более селективным инструментам поддержки экспорта. «Речь о том, чтобы поддержать в первую очередь продукцию с наиболее высокой добавленной стоимостью и на новых рынках», — пояснил он. В настоящее время с экспортной поддержкой республика продает сыры, обои, телевизоры, ткани, плиты ДСП и пр. Однако эти товары не подпадают под действие Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».

Напомним, Указом № 534 определены механизмы страхования экспортных рисков с поддержкой государства, выдачи и использования бюджетных ссуд для выплаты страховых возмещений по договорам такого страхования, а также порядок компенсации потерь банкам, предоставляющим экспортные кредиты для производства и реализации товаров (работ, услуг), осуществления за рубежом инвестиций, а также белорусским банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям, осуществляющим финансирование под уступку денежного требования (факторинг) при реализации экспортных контрактов. Несмотря на наличие целого ряда постановлений, регламентирующих реализацию этих механизмов, их эффективность, по-видимому, недостаточна. По крайней мере, министр экономики считает, что «если здесь немедленно не навести порядок, не хватит никакого бюджета на эти цели». Поэтому он предложил поручить крупнейшим экспортерам совместно с Минпромом и МИД отработать с Минфином и Минэкономики соответствующие схемы поддержки экспорта по приоритетным видам продукции, рассчитать необходимо добавленную стоимость, объем кредитных ресурсов и определиться со стратегией индивидуальной поддержки. Массово всех экспортеров по одинаковым условиям поддерживать нельзя, да и невозможно, признал В. Зиновский. Но создать и обсчитать схемы нужно быстро — по мнению министра, эта работа должна быть проделана в течение месяца.

НАДО полагать, закрепление в странах «дальней дуги» не исключает восстановления позиций в ближнем зарубежье. Ведь пока белорусские экспортеры штурмуют заокеанские рынки, поставки в страны СНГ сократились на 36,1%, в т.ч. в государства — участники Евразийского экономического союза — на 33,2%. А предоставление иностранным покупателям товарных кредитов влечет образование дебиторской задолженности предприятий, что не одобряют вышестоящие ведомства и правоохранительные органы. И без того долги зарубежных покупателей на 1 июня т.г. превысили 64 трлн. Br. Правда, по сравнению с прошлым годом они выросли на 35,7%, что практически соответствует уровню девальвации рубля, но учитывая, что экспорт товаров и услуг сократился почти на 1/4, такое положение трудно назвать удовлетворительным. С другой стороны, поддержка отдельных экспортеров при любом из механизмов, предусмотренных Указом № 534, в конечном итоге будет производиться за счет бюджета. Средства для этого государство получает путем сбора налогов (как с самих же экспортеров, так и со всех остальных компаний и граждан) или внешних и внутренних заимствований (которые будут погашаться в будущем за счет тех же налогоплательщиков). Следовательно, помогая одним, государство снижает покупательную способность, возможность населения и частного сектора сберегать и инвестировать, ограничивая способность последнего развиваться, создавать рабочие места и т.п. Кроме того, механизм господдержки неизменно остается дополнительным инфляционным фактором, мешающим вожделенным стабильности, сбалансированности и росту экономики. Так что, стабилизируя и «освобождая» одни показатели, власти невольно «угнетают» другие, как минимум, столь же важные.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Тем временем

По итогам 7 месяцев т.г. объем промышленного производства по сравнению с январем–июлем 2014 г. сократился на 7,2%, а в июле по сравнению с июнем рост составил 0,9%. В частности, в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности в январе–июле т.г. наблюдался спад на 7,9%, однако в июле к июню отмечен рост на 3,7 и 0,9% соответственно. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды спад составил, соответственно, 0,8 и 1,1%.