Свободные, но…контролируемые. — Как не попасть под санкции за рост цен
Вновь активизируется риторика представителей органов государственной власти и некоторых общественных объединений о необходимости усиления контроля за ценами, а точнее, за их уровнем и динамикой. И если в отношении цен на товары, вошедшие в сферу государственного ценового регулирования, такая риторика является оправданной, то вопрос об уместности подобных заявлений в отношении товаров (работ, услуг), на которые в соответствии с нормами национального законодательства государственное регулирование цен не распространяется, остается открытым.
Рассмотрим, как в рамках действующего правового поля правительство и местная власть могут реагировать на рост цен и к каким последствиям для субъектов хозяйствования это может привести.
Возможности, предоставленные Законом о ценообразовании
Правовые основы контроля за ценообразованием определены ст. 14 Закона от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее – Закон № 255-З), согласно которой:
– контролировать имеют право: органы Комитета госконтроля, структурное подразделение с правами юридического лица республиканского органа государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования цен (тарифов), областные и Минский городской исполнительный комитет в соответствии с законодательством;
– контролирующие органы имеют право осуществлять контроль за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг), законодательства РБ о ценообразовании.
Оба положения требуют пояснения:
- при написании Закона № 255-З под вышеназванным термином «структурное подразделение» понимался департамент цен Минэкономики. В соответствии с Указом от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» полномочия по регулированию цен (тарифов) перешли к МАРТ. Оно же согласно Указу...