$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнения

СВЕТЛОЕ НАЛОГОВОЕ БУДУЩЕЕ

31.07.2015

При формировании бюджета на 2016 год белорусским властям придется решать сложные и противоречивые задачи по повышению эффективности и стабильности налоговой системы для сохранения устойчивости бюджета и одновременно — по сохранению стимулов для бизнеса. Поэтому, обещая не увеличивать фискальную нагрузку и не менять кардинально структуру налоговой системы, законодатели вынуждены искать пути повышения собираемости налогов. Если ставки и число налогов оставить неизменными, то выход здесь один – максимально сократить льготы и возможности минимизации налогов, в т.ч. с помощью льготных режимов налогообложения. Эти тенденции являются определяющими при формировании изменений в налоговом законодательстве на 2016 год.

МЕРЫ по ограничению возможностей применения схем минимизации налогов, в т.ч. по сокращению сферы применения упрощенной системы налогообложения, уже успели встревожить бизнес-сообщество. Однако опубликованный в среду на сайте Минфина проект закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» выглядит вполне благополучно. Число налогов и ставки остались прежними, как и было обещано. Не заметно каких-либо покушений на налоговые льготы. Правок в главе 34 НК почти нет, не говоря уже о кардинальных изменениях.

Традиционно предусматривается индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях, с целью их адаптации к инфляционным процессам (земельный налог, экологический налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходный налог в фиксированных суммах, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц). А вот возможности увеличения ставок акцизов, в т.ч. на алкогольную и табачную группы подакцизных товаров в рамках гармонизации акцизной политики в странах Евразийского экономического союза, сегодня ограничены: сокращение потребительского спроса в текущем году показало, что терпение и кошельки покупателей не безграничны.

Имеются умеренные изменения порядка контроля трансферных цен. Например, к числу признаков, требующих проверки соответствия налоговой базы по налогу на прибыль рыночным ценам, добавлено отклонение рентабельности внешнеторговой сделки (сделок), если ее цена превышает в течение одного календарного года 1 млрд. Br, а также сделки по реализации недвижимого имущества от минимального значения рыночного диапазона значений показателей рентабельности, определенного в порядке, установленном ст. 301 НК. Планируется ввести отчетность в электронном виде по внешнеторговым сделкам (сделке), цена которых (которой) превышает 1 млрд. Br в течение календарного года с взаимозависимым лицом или нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне. При этом белорусским участникам таких сделок придется по запросу налоговиков предоставлять документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены по каждой сделке.

Увеличивается число требований по информированию налоговых органов. Банки обяжут сообщить об открытии, закрытии, переоформлении счета, электронного кошелька организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, о движении денежных средств по счетам коммерческой организации или ИП не позднее трех рабочих дней с даты окончания месяца, в котором сумма поступлений превысила 5 тыс. базовых величин.

При проведении камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) налоговый орган получит право истребовать, помимо налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе, иные документы у всех плательщиков. До сих пор от этого были избавлены представительства иностранных организаций, ИП, нотариусы, адвокаты, ремесленники, лица, занимающиеся агроэкотуризмом (п. 3 ст. 70 НК).

В НОВОМ ГОДУ появится особый документ — электронный счет-фактура. Плательщики НДС будут обязаны выставлять его покупателю при совершении оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав товаров (работ, услуг). Электронный документооборот электронных счетов-фактур между продавцами и покупателями будет осуществляться с использованием специального портала, являющегося информационным ресурсом МНС. Обещается, что портал обеспечит защиту и конфиденциальность информации, содержащейся в электронных счетах-фактурах. Заметим, что заодно при этом обеспечивается полная прозрачность совершаемых сделок в он-лайн режиме.

Планируется уточнить порядок налогообложения ценных бумаг. В частности, операции эмитентов с собственными облигациями при исчислении налога на прибыль будут признаваться привлечением или возвратом займов, а для держателей облигаций, соответственно, — предоставлением или возвратом займов. Устанавливается порядок определения и отражения доходов при погашении или досрочном выкупе жилищных облигаций. Уточняется момент признания для целей налогообложения внереализационных доходов и расходов в виде сумм кредиторской и дебиторской задолженности при заключении мирового соглашения. Такие доходы должны будут отражаться в том отчетном периоде, в котором вступает в силу мировое соглашение.

Расширяется перечень затрат, не учитываемых при налогообложении. К ним предлагается отнести расходы на питание, на организацию досуга, отдыха, в т.ч. при проведении не только собраний, конференций, семинаров, но и переговоров. Также прямо указывается, что к неучитываемым расходам будут отнесены оплата дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, за продолжительный стаж работы в одной организации, поощрительных отпусков, единовременная выплата (матпомощь, пособие) на оздоровление, вознаграждения членам наблюдательного совета.

Уточняется порядок признания расходов иностранной организации, осуществляющей деятельность в РБ через постоянное представительство, при исчислении налога на прибыль в Беларуси.

Подоходным налогом по ставке 16% предполагается облагать доходы, исчисленные налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством. Таким образом, лицам, уличенным в жизни не по средствам, придется туго. Не повезет и любителям азартных игр. Планируется обложить доходы в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных физическими лицами от организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, подоходным налогом по ставке 4%.

В проекте сделана очередная попытка повысить эффективность взимания имущественных налогов (земельного налога и налога на недвижимость) за счет углубления дифференциации налоговых ставок в зависимости от качественных характеристик объектов налогообложения, а также стимулировать вовлечение в хозяйственный оборот не используемых и не эффективно используемых земельных участков и объектов недвижимости, одновременно расширив налоговую базу по налогу на недвижимость.

Есть хорошая новость для резидентов СЭЗ, зарегистрированных в качестве таковых после 31.12.2011 г. (т.е. после создания Евразийского экономического союза). Их прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль в течение 10 календарных лет с даты объявления ими валовой прибыли.

Пересмотрен список видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог.

Оставив без изменения ставки основных налогов, авторы законопроекта «отыгрались» на консульском сборе и госпошлине. Здесь ставки в ряде случаев существенно выросли, а также расширена сфера операций, при которых эти сборы будут взиматься. Например, за государственную регистрацию каждого выпуска облигаций, независимо от объема эмиссии, придется уплатить 35 базовых величин. Подорожает госрегистрация некоторых коммерческих организаций, а также внесение изменений и дополнений в учредительные документы.

ЭТО далеко не все изменения и дополнения, содержащиеся в законопроекте. В нем не видно решения проблем совершенствования порядка применения специальных режимов налогообложения, включая ужесточение критериев применения налога при УСН в целях пресечения его использования в качестве инструмента минимизации налоговых обязательств. Но вряд ли власти откажутся от этой идеи. Дальнейшее совершенствование налогового администрирования в целях снижения издержек на уплату налогов, проведение контрольных мероприятий и сокращение на этой основе доли теневой экономики сводится к внедрению электронных налоговых счетов-фактур по НДС, автоматизированных систем по контролю за наличным денежным обращением и использованием кассового оборудования, оптимизации алгоритмов контрольных мероприятий, включая контроль за обоснованностью расходов граждан. Впрочем, вряд ли это окончательный вариант — до осенней сессии парламента, а тем более, до 1 января может появиться еще немало норм, в т.ч. тех, которые уже рассматривались на заседаниях рабочих групп по упрощению налогового законодательства и других мероприятиях.

Отдел налогообложения «ЭГ»


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях