$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ,СКАЖИ

30.12.2011

Межведомственная комиссия по развитию системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале создается в Беларуси в соответствии с постановлением Совмина и Нацбанка от 22.12.2011 № 1725/24. В числе основных задач новой структуры — содействие созданию и эффективному функционированию системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале банков, страховых организаций, эмитентов, выпускаемых ими ценных бумаг, а также других юридических лиц, анализ эффективности принимаемых мер по развитию в стране такой системы.

Потребность в решении этих задач назрела давно. Рейтинг — важнейший инструмент оценки рисков для инвесторов и кредиторов, механизм регулирования и информационной прозрачности финансовых рынков и потоков капитала. Теперь создаваемая комиссия будет готовить предложения о формировании государственной политики в области присвоения и использования рейтингов по национальной шкале до определения республиканского органа госуправления, который займется этими вопросами. Новая структура также будет определять принципы разработки методик и процедур присвоения рейтингов по национальной шкале, подходы к установлению соответствия наших рейтингов тем, которые присваивают международные рейтинговые агентства, содействовать формированию благоприятных экономических условий для стимулирования добровольного получения рейтинга и определять подходы к установлению случаев обязательного его получения. Комиссия наделяется правом рассматривать вопросы формирования и совершенствования в Беларуси системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале, привлекать для участия в этой работе иностранные и международные организации, рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам рейтингования.

Комиссию возглавит первый заместитель председателя Правления Нацбанка Николай Лузгин. Персональный состав комиссии утверждается Совмином и Нацбанком. К работе этой структуры могут привлекаться представители республиканских органов госуправления и других госорганизаций, подчиненных Правительству РБ, облисполкомов и Мингорисполкома, иностранных и международных организаций. Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии будет осуществлять Нацбанк.

Перед новой структурой стоит нелегкая задача. С одной стороны, в нынешние неспокойные времена бизнесу и обществу очень нужны ориентиры для принятия инвестиционных решений. Но, с другой стороны, можно ли таким ориентирам доверять? Рейтингование сегодня — нелегкий бизнес. Здесь как нигде сильна вероятность конфликта интересов. Вынося мнение о кредитоспособности эмитентов, рейтинговые агентства во многом определяли направления глобальных финансовых потоков, стоимость капитала и конкурентоспособность как отдельных компаний, так и целых государств, причем те сами же платили за такую оценку. Что важнее: гонорар и удовлетворение интересов клиентов или истина и собственная репутация? Поэтому вероятность MBS (системной ошибки рейтингования — Mortgage-backed securities) всегда остается значительной. Между тем чем выше рыночная власть рейтинговых агентств над настроениями инвесторов, тем острее конфликт интересов.

С наступлением финансового кризиса рейтинговые агентства — как национальные, так и международные — в значительной степени утратили доверие институциональных инвесторов и частных лиц, прежде всего из-за собственных ошибок. Снижение рейтингов после обвала котировок, а то и банкротства компаний никого не устраивало. Но, когда в ответ на критику международные рейтинговые агентства ужесточили свои подходы и стали превентивно снижать показатели стран и компаний, на них посыпались обвинения в манипулировании рынком. А после того, как Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch «замахнулись» на суверенные рейтинги США и других развитых стран, упреки в политической ангажированности сменились обвинениями в подрывной деятельности. Вероятность таких претензий существует и у нас. Ведь, можно сказать, рейтинговые агентства обладают инсайдерской информацией. Так что к ним прямо относятся нормы подп. 1.6-1 Указа от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг», касающиеся ответственности за манипулирование фондовым рынком.

Хотя независимость играет в составлении рейтингов ключевую роль, госрегулирование в этой деликатной сфере далеко не лишнее. Так, например, в апреле 2009 г. Европарламент обязал рейтинговые агентства регистрироваться в Комитете европейских регуляторов ценных бумаг (CESR), обеспечивать регулярную ротацию аналитиков, предоставлять информацию об использованной методологии оценки и публиковать ежегодные отчеты о своей деятельности. Кроме того, создана специальная коллегия наблюдателей за деятельностью рейтинговых агентств из представителей всех стран — членов ЕС. В США в 2008 г. деятельность рейтинговых агентств (в т.ч. Moody’s, S&P и Fitch) контролируется Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC). Впрочем, «Большая тройка» и многие другие агентства и так размещают на своих сайтах изложение методик и освещают принципы их построения и анализа, обоснования принятых решений.

Стремление создавать свои системы оценки рисков и риск-мониторинга во многом связано с претензиями к оценке международными агентствами внутренних «суверенных» рисков, достаточно высоких для развивающихся экономик. Даже при самом хорошем мониторинге остаются факторы, включая политическую стабильность и реакцию на внешнее давление, которые трудно оценить и предсказать. Ориентация исключительно на международные рейтинги ставит нас в зависимость от правовой и информационной инфраструктуры западных финансовых рынков. Таким образом, создание национального рынка рейтинговых услуг — стратегически важная задача. Нужно иметь свои стандарты оценки рисков, научиться определять глобальные и локальные финансовые потоки, условия и стоимость заимствований и в конечном счете конкурентоспособность компаний, финансовых институтов и экономики в целом. В перспективе развитие национальной системы рейтингования позволит объективно оценивать суверенные риски, вовремя предсказывать негативные события и оперативно воздействовать на них с целью недопущения кризисных явлений. Однако пока национальные агентства могут привлечь только нуждающиеся в финансировании внутри страны сравнительно небольшие компании, которым не по карману рейтинг международных агентств. При этом на таком ограниченном рынке, как белорусский, особенно важно не столько государственное «одобрение», сколько доверие внешних и внутренних инвесторов. Но для этого нужно время.

Сложность в том, что если обязать получать национальные рейтинги легко, то приказать признавать их нельзя. Скажем, в России Минфин с февраля 2009 г. получил полномочия по аккредитации рейтинговых агентств и ведению их реестра. Но банки и крупные компании РФ по-прежнему стремятся обзавестись международными рейтингами, признанными на мировых фондовых площадках. Доверие инвесторов к рейтингам определяется опытом и репутацией. Их нельзя заменить ни голословными заявлениями о наличии уникальных или «соответствующих мировой практике» методик, ни соизволением начальства, лицензированием, аккредитацией и прочими административными мерами. Более того, приход на рынок компаний с неадекватным опытом и методиками в сочетании с принудительным навязыванием их услуг негативно отражается на самой идее рейтингов и репутации отечественного финансового рынка. Так что появление национальной системы рейтингования может способствовать повышению доверия инвесторов на финансовом рынке страны — если его будут заслуживать сами составители рейтингов и те, кто регулирует их деятельность.

Леонид ФРИДКИН