$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СВЕРКА РАСЧЕТОВ ПО РЕГИОНАМ©

16.11.2012

По данным МНС, за 9 месяцев 2012 г. во всех регионах Беларуси план по доходам, контролируемым налоговыми органами, выполнен. При этом в каждой из областей структура собираемых платежей существенно отличается. Основная тенденция — рост доли налога на прибыль и акцизов, местами — подоходного налога при сокращении в отдельных регионах удельного веса НДС.

Всего в государственный консолидированный бюджет за январь– сентябрь текущего года поступило 112,3 трлн. Br, в т.ч. 72,5 трлн. — платежей, контролируемых налоговыми органами, из которых 27,5 трлн. зачислены в республиканский бюджет и 45,5 трлн. Br — в местные. Почти половину — 46,8% поступлений принес негосударственный сектор, что на 10,2 процентного пункта (п.п.) выше, чем в январе–сентябре прошлого года.

Так, в консолидированный бюджет Минска на 1 октября поступило 31,9 трлн. Br. Наибольший вклад обеспечивает здесь НДС — 38,8%. Это самый высокий показатель в целом по стране. На 2-м месте — налог на прибыль (20,4%), на 3-м, несмотря на более высокий уровень зарплат по сравнению с другими регионами, подоходный налог (13,7%). Далее идут акцизы (6,7%) и отчисления в инновационные фонды (2,2%). При этом в Минске, в отличие от других регионов страны, очень значительную долю налоговых поступлений (почти 74%) сформировал негосударственный сектор экономики.

От плательщиков Минской области в казну поступило 10 019,9 млрд. Br, что на 37,4% больше, чем в аналогичном периоде 2011 г. Отметим, что с учетом инфляции это не столь много.

Наибольший вклад в формирование консолидированного бюджета области принес налог на прибыль — 33,2% в общей сумме поступлений — максимальный результат среди регионов республики. На 2-м месте — подоходный налог — 20,6%, на 3-м — дивиденды на доли (акции) и доходы от других форм участия в капитале — 1 630,9 млрд. Br (16,3%).

В Могилевской области лидером в доле поступлений стал подоходный налог — 30,6% общего объема. Доля НДС при ввозе товаров из государств — членов Таможенного союза составила 25,8%, налога на прибыль — 13,9%, акцизов — 12,2%, отчислений в инновационные фонды — 7,1%.

Всего за 9 месяцев 2012 г. в бюджет Могилевской области поступило 4007,7 млрд. Br, в т.ч. 91,5% — от организаций. Наибольший вклад в формирование консолидированного бюджета области традиционно вносят плательщики Могилева — 44,2% и Бобруйска — 19,3%.

В консолидированный бюджет Брестской области за 9 месяцев т.г. поступило 4690,6 млрд. Br платежей, контролируемых налоговыми органами. При этом основная часть доходов бюджета сформирована за счет подоходного налога (30,3%). Далее следуют налог на прибыль (21%) и акцизы (9%). Доля НДС в области — самая низкая по республике — всего 6,6%. Традиционно наибольшую часть налоговых поступлений обеспечили плательщики Бреста (46,4%), Барановичей (12,7%) и Пинска (6,5%). На долю остальных территориально-административных единиц области приходится 34,4% собранных налогов.

В Витебской области по итогам трех кварталов 56,9% поступления в казну обеспечили бюджетообразующие организации, уплатившие 4255,3 млрд. Br. Это на 85,4% больше, чем годом ранее в текущих ценах. Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых платежей бюджетообразующих организаций области принадлежит акцизам — 33% и налогу на прибыль — 25,9%. В целом по области удельный вес этого налога составил 20,6%.

В бюджет Гомельской области за январь–сентябрь поступило 9234,8 млрд. Br. При этом около 70% этой суммы сформировано за счет 4 платежей: налога на прибыль (22,6% общего объема, что на 4,8 п.п. больше, чем год назад), подоходного налога (18,7% — на 2 п.п. больше), акцизов (17,5% — на 7,7 п.п. меньше) и НДС (10,2% — на 3,5 п.п. меньше). Наибольший объем поступлений в консолидированный бюджет области традиционно обеспечили плательщики Мозырского района (35,5%) и Железнодорожного района Гомеля (18,4%).

В Гродненской области за 9 месяцев консолидированный бюджет пополнился на 5,1 трлн. Br. При этом более 70% доходов сформировано за счет подоходного налога (23,6% в общей сумме поступлений), акцизов (22,1%, что на 4,1 п.п. больше, чем годом ранее), налога на прибыль (17,6%) и НДС (5%).

Интересно, что в двадцатке крупнейших налогоплательщиков страны нет ни одного представителя машиностроения, АПК, транспорта и легкой промышленности, а также «стратегических» предприятий пищевой промышленности — кондитерских или молочных. По данным МНС республики, по итогам 9 месяцев 2012 г. больше всего налогов уплатили «Белтрансгаз», «Беларуськалий», «Мозырский НПЗ», «Нафтан», «Лукойл-Беларусь». Далее следуют производители и импортеры «вредных» подакцизных товаров: «Гродненская табачная фабрика «Неман», «Минск Кристалл», «Табак-инвест», «Трайпл», «Минский завод виноградных вин». Вторая десятка лидеров представлена топливно-энергетическим сектором: «Белнефтегаз», «Мингаз», «Гомельтранснефть «Дружба», «ТНК-БиПи Запад», «Юнивест-М», «Белэнерго», «Витебскоблгаз», «Могилевоблгаз», «Гомельэнерго». На этом фоне редким исключением выглядит СООО «Мобильные ТелеСистемы».

Из перечисленных компаний 10 — госпредприятия, 6 — с участием российского капитала и 4 — частные, принадлежащие белорусским бизнесменам.

В столице на долю крупнейших налогоплательщиков приходится свыше 33% налоговых доходов бюджета. В Минской области 30,9% поступлений обеспечил «Беларускалий», в Витебской области — 34,1% дал «Нафтан», в Гомельской почти столько же — «Мозырский НПЗ». За неимением нефтепереработки и богатых недр в Могилевской области роль главных доноров бюджета пришлось взять на себя «Могилевоблгазу» (8,3% от общих поступлений в области), Климовичскому ликеро-водочному заводу (6,9%) и «Бровары Heineken» (6%). В Гродненской области такая роль принадлежит табачной фабрике «Неман» — 20,1% доходов бюджета, а в Брестской — ликеро-водочному заводу «Белалко» (6,5% всех поступлений) и «Брестэнерго» (3,1%).

Такой расклад заставляет еще раз задуматься о структуре отечественной экономики и распределения финансовых потоков. Ведь пока одни наполняют бюджет своими налогами, другие получают из него средства, пользуясь разнообразными льготами и преференциями, а некоторые умудряются сочетать и то, и другое.

Валерия ГЕРАСИМОВА