$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

СВЕРИМ ПОЛИТИКУ ПО ДОГОВОРУ©

23.05.2014

Хотя власти уверяют, что все положения проекта Договора о Евразийском экономическом союзе согласованы и он готов к подписанию, которое должно состояться на следующей неделе, ряд норм документа, определяющего основы будущей интеграции, остаются довольно спорными. Это касается, в частности, согласованности действий сторон в проведении макроэкономической и миграционной политики, конкуренции и т.д.

В разделе VIII проекта Договора декларируется проведение согласованной макроэкономической политики государств — членов союза. В основном здесь повторяются нормы Соглашения от 9.12.2010, на исполнение которого до сих пор мало кто обращал внимание. Теперь в ст. 72 проекта указано, что основные направления проведения согласованной макроэкономической политики государств-членов включают обеспечение устойчивого развития их экономики с использованием интеграционного потенциала союза и конкурентных преимуществ каждого государства-члена; создание условий для повышения внутренней устойчивости их экономики, включая обеспечение макроэкономической стабильности, а также устойчивости к внешнему воздействию, разработку общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития государств-членов, а также формирование единых принципов функционирования их экономики и обеспечение эффективного взаимодействия. При этом Казахстан последнее направление не устраивает. Учитывая, что упомянутые принципы детально в проекте не сформулированы, требовать их единства довольно затруднительно, тем более что неформально они существенно различаются во всех трех странах.

Несколько проще обстоит дело с формулированием основных макроэкономических параметров, определяющих устойчивость развития государств-участниц. Согласно ст. 73 проекта Договора они должны быть следующими: годовой дефицит консолидированного бюджета сектора госуправления — не выше 3% ВВП, долг сектора госуправления — не выше 50% ВВП, уровень инфляции по индексу потребительских цен в годовом выражении — не выше чем на 5 п.п. уровня инфляции члена союза, имеющего наименьшее ее значение. К сожалению, с соблюдением этих параметров тоже могут быть проблемы. Так, инфляция в Беларуси пока существенно выше, чем в России и Казахстане, причем если там она растет, то нас, к сожалению, догнать для обеспечения заданного разрыва все равно не может. Впрочем, это, по-видимому, общая проблема подобных союзов. Например, у многих членов Евросоюза тоже неоднократно наблюдалось невыполнение параметров, установленных Маастрихским соглашением, особенно в период кризисов. Однако в отличие от ЕС полномочия евразийского регулятора в сфере макроэкономической политики будут сконцентрированы лишь на мониторинге этих показателей и на разработке основных направлений экономического развития союза.

Конкуренция

Одной из самых болезненных тем евразийской интеграции остается конкуренция. Поэтому столь важным для обеспечения равноправия всех членов бизнес-сообщества и формирования здоровой экономической среды является раздел XIII проекта Договора, посвященный общим принципам и правилам конкуренции, и Протокол об общих ее принципах и правилах.

Нормы проекта Договора в области конкурентной политики распространяются на отношения хозяйствующих субъектов, которые связаны с трансграничной торговлей на территории государств-членов. Внутренние вопросы конкурентной политики, как и в Евросоюзе, остаются в компетенции каждого из государств.

Общий подход к конкурентной политике сохраняют положения, закрепленные в Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции от 9.12.2010 г.

ЕЭК будет ежегодно не позднее 1 июня направлять в Высший евразийский совет годовой отчет о состоянии конкуренции на трансграничных товарных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений. Одобренный отчет будет размещаться на официальном сайте вместе с принятыми решениями по делам о нарушении общих правил конкуренции.

В проекте Договора увеличиваются предельные размеры штрафных санкций за нарушение конкуренции. Так, недобросовестная конкуренция влечет наложение штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 20 000 до 150 000 RUB (ранее от 12 000 до 20 000); на юридических лиц — от 100 000 до 1 000 000 RUB (ранее от 100 000 до 500 000). Отметим, что на сегодня в Беларуси согласно ст.ст. 11.24 и 11.25 КоАП такие штрафы составляют от 20 до 50 базовых величин (т.е. от 3 до 7,5 млн. Br).

Также проект Договора сохраняет действующие подходы в отношении государственного ценового регулирования, продолжая позиционировать его в качестве экономической меры, допустимой только в исключительных случаях, на отдельные виды социально значимых товаров, на отдельных территориях, на определенный срок. В то же время проект расширяет перечень товаров, которые выводятся из-под действия статей об ограничениях в отношении государственного ценового регулирования, добавляя в него табачные изделия.

Между тем бизнес и власти каждой из стран не перестают упрекать друг друга в недобросовестной конкуренции. Так, на этой неделе премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович заявил, что правительства стран Таможенного союза занимаются лоббированием интересов национального производителя, что порождает неравные условия для субъектов хозяйствования. «Правительства (наше, откровенно скажу, в меньшей степени) грешат тем, что в одностороннем порядке принимаются решения в поддержку национальных товаропроизводителей, что создает в Едином экономическом пространстве неравные условия», — сказал М.Мясникович на встрече с главами торгово-промышленных палат Беларуси, России и Казахстана. Одной из проблем, по его мнению, является то, что в рамках ТС до сих пор не решен вопрос о статусе товара: даже внутри «тройки» они рассматриваются не как товары Таможенного союза, а по-прежнему идентифицируется как белорусские, российские и казахстанские.

Движение

рабочей силы

Значительные изменения претерпели в проекте Договора положения о трудовой миграции (раздел XXI), что окажет существенное влияние на рынок труда, экономику и бизнес-климат государств-членов. В частности, работодатели и заказчики работ получили право привлекать к трудовой деятельности граждан других государств — членов союза без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом гражданам не потребуется получение разрешения на деятельность в государстве трудоустройства. Также государства обязуются не применять ограничительные меры для трудовой миграции и вводят положения о взаимном признании документов об образовании. Срок пребывания для трудящегося гражданина будет равен сроку действия его трудового контракта и не потребует постановки на миграционный учет, если такой контракт не превышает 30 дней.

В проекте Договора также установлено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов регулируется отдельными международными договорами государств-членов. Право трудящегося государства-члена и членов семьи на получение соответствующей бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной форме) и иной медпомощи регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора. Трудящийся государства-члена имеет право вступать в профессиональные союзы наравне с гражданами государства трудоустройства.

Также трудящиеся будут иметь право на получение от соответствующих госорганов страны трудоустройства и своего работодателя информации, касающейся условий и порядка пребывания, осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных законодательством этого государства. Работодатели будут обязаны безвозмездно выдать работникам справку (справки) и (или) заверенную копию с указанием профессии (специальности, квалификации и должности), периода работы и размера зарплаты в сроки, установленные законодательством государства трудоустройства.

Доходы трудящегося государства-члена, полученные им в результате трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, подлежат налогообложению в соответствии с законодательством последнего.

Защита

потребителей

Новелла проекта — раздел VII, посвященный защите прав потребителей, а также Протокол о согласованной политике в области защиты прав потребителей. Здесь закрепляются равные права граждан в сфере защиты прав потребителей. Эта предполагает, что граждане одного государства — члена союза, проживающие на его территории, пользуются на территории другого такими же правами в сфере защиты прав потребителей, они могут обращаться с исками в суды других государств-членов, организации по защите прав потребителей.

В целях проведения согласованной политики в сфере защиты прав потребителей предполагается принять меры по предотвращению деятельности недобросовестных хозяйствующих субъектов и попадания некачественных товаров (услуг) на территории государств-членов, а также по сближению законодательств о защите прав потребителей. Полномочия ЕЭК в сфере защиты прав потребителей носят рекомендательный характер.

Тамара БУРДИНА,

аналитик