Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сверхдоходами поделись с казной

В проекте закона "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" предусматривается ввести с 1.01.2004г. совершенно новый платеж -- сбор с высокорентабельных организаций и индивидуальных предпринимателей (далее -- ИП).Плательщиками названного сбора предпо...
В проекте закона "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" предусматривается ввести с 1.01.2004г. совершенно новый платеж -- сбор с высокорентабельных организаций и индивидуальных предпринимателей (далее -- ИП).

Плательщиками названного сбора предполагается сделать организации и ИП (за исключением ИП -- плательщиков единого налога с ИП и иных физических лиц), рентабельность предпринимательской деятельности которых, исчисленная по фактическим показателям за 2003г. в порядке, определяемом Совмином, превышает 30% (далее -- высокорентабельная деятельность).

Объектом налогообложения будет осуществление высокорентабельной деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц, а налоговой базой для плательщиков -- организаций -- сумма прибыли; для ИП -- сумма дохода, остающаяся в их распоряжении после налогообложения.

Ставки сбора согласно проекту не превысят 15% налоговой базы.

Плательщики нового сбора не будут уплачивать транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородного сообщения и на содержание ведомственного городского электротранспорта и сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) в размере 4% налогооблагаемой базы.

Указанный сбор будет вводиться областными и Минским городским Советами и зачисляться в соответствующие бюджеты областей и г.Минска.

Леонид КУХТИК

ПРИМЕЧАНИЕ

Странно, что такие идеи появляются на фоне обещаний белорусских чиновников о снижении налоговой нагрузки. Даже, если сбор не будет введен, один факт наличия подобного проекта способен существенно повлиять на инвестиционный климат в стране. Спугнуть осторожных и недоверчивых инвесторов легко. Вернуть -- гораздо сложнее.

На кого рассчитан новый сбор? Напомним, что средняя рентабельность в республике за семь месяцев 2003г. составляет всего 8,5%. Самыми успешными отраслями остаются промышленность (11,7%) и транспорт (12,5%), у остальных результаты еще скромнее. Поэтому среднестатистическому белорусскому предприятию, а тем более убыточному, которых в стране на 1 августа насчитывалось 4584 (40,5%), новый сбор, естественно, не грозит. А вот те, которые работают успешно, будут фактически наказаны в новом году за успехи года нынешнего дополнительным изъятием прибыли, которая пригодилась бы им самим. Сверхдоходных предприятий у нас немного, а благодаря планируемому "поощрению" может не стать вовсе. Пожалуй, больше всех могут пострадать те, кому в соответствии с указаниями главы государства передано монопольное право импорта и экспорта наиболее доходных товаров (рыбы, сахара, угля, тракторов и т.д.). В этом случае введение сбора вполне логично и оправданно: изъятие части сверхприбыли монополий является частью налоговой системы во многих странах.

Что касается предпринимателей, то к ним вообще неприменимо понятие рентабельности, поскольку у ИП формирование финансовых результатов в обычном понимании не происходит.

Впрочем, если у белорусских законодателей не хватит мудрости остановить фантазию разработчиков проекта, это сделают практики. Ибо прибыль -- показатель лукавый. При желании грамотные специалисты вполне легальными методами отрегулируют его, чтобы не подвергаться лишним поборам. А другие перенесут свой бизнес в соседние страны, которые не на словах, а на деле заботятся о снижении налоговой нагрузки и повышении своей инвестиционной привлекательности.