Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
03.06.2014 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СУВЕРЕНИТЕТ - ПО НЕОБХОДИМОСТИ©

Подписание Договора о Евразийском экономическом союзе практически заслонило остальные интеграционные проекты на постсоветском пространстве. Между тем они по-прежнему существуют. Это подтвердило заседание Совета глав правительств СНГ, прошедшее в Минске 30 мая.

интеграция по возможности

Подписание Договора о Евразийском экономическом союзе практически заслонило остальные интеграционные проекты на постсоветском пространстве. Между тем они по-прежнему существуют. Это подтвердило заседание Совета глав правительств СНГ, прошедшее в Минске 30 мая.

Несмотря на оптимистичные заверения чиновников, сам факт существования первого из постсоветских интеграционных объединений сегодня выглядит довольно спорно. Однако надежда на его сохранение остается. Так, в ходе пятничного саммита были подписаны 6 международных договоров, в т.ч. о сотрудничестве вооруженных сил стран СНГ в области гуманитарного разминирования и в сфере транспортной безопасности, рассмотрены около 20 соглашений в различных сферах. Кроме того, на развитие 11 совместных пилотных инновационных проектов в этом году будет выделено 190 млн. USD.

В минской встрече приняли участие руководители правительств 10 стран — Армении, Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. До последнего момента было непонятно, кто же будет представлять Украину. В итоге эту функцию на себя взял посол этой страны в Беларуси Михаил Ежель. Едва ли не основной интригой был вопрос о выходе Украины из СНГ, о чем заявил 27 мая замминистра иностранных дел этой страны Даниил Лубкивский. Однако официально Киев эту процедуру пока не начал. Тему украинско-российского конфликта участники саммита своим вниманием старательно обошли.

Впрочем, информация об итогах встречи вообще оказалась довольно скудной. Глава правительства РФ Дмитрий Медведев и его коллеги, съехавшиеся в Минск, на пресс-конференции не присутствовали — помешали, видимо, очень важные дела. За всех отдуваться пришлось хозяину саммита Михаилу Мясниковичу и председателю исполкома СНГ Сергею Лебедеву. Но задать им какие бы то ни было вопросы журналистам не удалось.

Белорусский премьер-министр поделился с присутствующими своим видением самого существование СНГ и его будущего. «Я знаю, многие в кулуарах говорят о ненужности СНГ.

Но это и саммит, и одновременно площадка для того, чтобы решать важные вопросы в рамках двусторонних отношений», — сказал М.Мясникович. Однако, по его словам, СНГ сегодня — единственная организация, позволяющая всем 11 государствам гибко согласовывать свои интересы. Перспективы развития СНГ премьер-министр видит в совершенствовании свободной торговли и промышленной кооперации. При этом он сформулировал основную парадигму Содружества: «уникальность и живучесть СНГ заключается в его основном тренде — и суверенитет, насколько это необходимо, и интеграция, насколько это возможно».

Иллюстрацией такой интеграции в рамках возможного и «вектора дальнейшего развития» стало подписание протокола о присоединении Узбекистана к Договору о зоне свободной торговли СНГ. Отметив, что в инновационном сотрудничестве есть большие перспективы, М.Мясникович подчеркнул, что сами 11 проектов, на которые предполагается затратить 190 млн. USD, могут перерасти в эффективные ТНК. Он также поделился, что еще находится под «впечатлением» от подписанного за день до Совета СНГ Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в Астане, связав воедино эти два события.

«В определенной степени Содружество поспособствовало этому международному договору, — убежден премьер-министр. — И это очень мощное решение. Объединение экономических, а через экономику и других возможностей дает сильный эффект. Вместе мы (три страны) стали сильнее и влиятельнее в мире. С этим надо считаться, и этим надо воспользоваться».

Заметим, что Беларусь достигла некоторых успехов в данном направлении, не без труда выторговав в свою пользу поставки российской нефти с зачетом вывозных таможенных пошлин от экспорта нефтепродуктов. Это решает задачу сохранения доходов белорусского бюджета и обеспечения сырьем отечественных НПЗ, по крайней мере на несколько лет. Однако с реализацией в России «налогового маневра» — постепенного снижения в РФ экспортной пошлины и заменой ее налогом на добычу полезных ископаемых — ситуация снова может измениться. Дело в том, что создание единого нефтегазового рынка стран ЕАЭС без изъятий и ограничений, по оценкам Минфина РФ, приведет к потере российским бюджетом до 30 млрд. USD в год. Даже при текущих договоренностях субсидия Москвы для Беларуси достигнет 180–200 млрд. RUB. Поэтому в ближайшие 3–4 года россияне намерены модернизировать свои НПЗ, постепенно повысить пошлины на экспорт мазута, увеличить акцизы на нефтепродукты и НДПИ, что приведет к подорожанию нефти, в т.ч. поставляемой в нашу страну. Так что в перспективе белорусам придется подстраиваться к новой нефтяной реальности в рамках ЕАЭС.

Пока же С.Лебедев призвал к сохранению СНГ: «Нам сам бог велел, будучи соседями, развивать сотрудничество. Но это ни в коем случае не означает отказа от укрепления интеграционного взаимодействия и с Евросоюзом, и с другими партнерами на Западе и на Востоке». Председатель Исполкома СНГ поделился своими переживаниями о том, что заседание Совета могло и не состояться из-за известных событий в Украине, где оно должно было проходить. Судьба саммита висела на волоске, если бы не стойкая позиция Беларуси, которая «без раздумий» приняла на себя председательство в СНГ взамен Украины.

Чем участие этой страны будет заменяться в дальнейшем, придется думать потом.

Алена ЛАНДЫРЬ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений