$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнения

СУЩЕСТВЕННЫЕ «НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ»©

21.10.2014

Практика упрощения законодательства, особенно в сфере учета и налогообложения, постепенно распространяется и на другие отрасли права. Иногда вместо совершенствования и улучшения правовых норм это приводит к обратному эффекту.

Юрий ВЕРЕМЕЙКО,

юрист

Примером здесь может служить внесение изменений в Трудовой кодекс (далее — ТК). Несмотря на то что они готовились достаточно долго, многие наболевшие вопросы так и не были решены, не урегулированы сферы правоотношений, связанных с либерализацией и применением современных форм занятости.

Некоторые изменения в ТК, по нашему мнению, не до конца проработаны и могут привести к нарушению прав работников и проблемам в трудовых отношениях. В частности, это касается корректировок ст. 32 ТК. Предусмотрено, что в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель имеет право в порядке, предусмотренном данной статьей, изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенным в трудовом договоре. Напомним, что наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее, чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.

Положения ст. 32 ТК направлены на поиск компромисса между интересами нанимателя и работника. Первый стремится к достижению поставленных целей, и право изменить условия, предусмотренные трудовым договором, иногда может спасти бизнес. Работник же заинтересован в стабильности условий работы и положений трудового договора, стратегические интересы нанимателя его мало волнуют.

Ранее существенными условиями труда признавались системы и размеры оплаты труда, гарантии, режим работы, разряд, наименование профессии, должности, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий и другие условия, устанавливаемые в соответствии с ТК. Со вступлением в силу Закона от 8.01.2014 № 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» с 25 июля 2014 г. изменением существенных условий труда наряду с другими признается уменьшение размеров оплаты труда. При этом многие специалисты считают, что теперь увеличение размеров оплаты труда не является изменением существенных условий труда.

Если толковать норму ст. 32 ТК буквально, в ней перечислены примеры изменений существенных условий труда. Действительно, среди прочих не упоминается увеличение размеров оплаты труда, но это не говорит о том, что такое обстоятельство не может признаваться изменением существенных условий труда. Вероятно, многие наниматели и работники не всегда понимали, зачем предупреждать работника об увеличении заработной платы, ведь такие изменения являются положительными, никто в здравом уме от них не откажется, а, соответственно, нет смысла предупреждать работника об этом приятном сюрпризе. Разработчики корректировок в ТК, вероятно, руководствовались теми же очень субъективными соображениями.

Тем временем ТК не раскрывает понятие «размер оплаты труда». При этом само по себе увеличение должностного оклада или тарифной ставки, а тем более, тарифной ставки 1-го разряда, установленной в организации, вполне может приводить и к реальному уменьшению зарплаты работника. Дело в том, что различные доходы сотрудника могут облагаться разным образом. Следует признать, что размер оплаты труда — это величина, определяемая до налогообложения, т.к. налог взимается, когда размер оплаты труда уже определен окончательно.

Законодательство о налогообложении предусматривает применение стандартных налоговых вычетов в отношении доходов работников. Так, согласно ст. 164 НК при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК плательщик имеет право применить стандартные налоговые вычеты в размере 630 тыс. Br в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 3,830 млн. Br в месяц. Четкая граница приводит к довольно интересным налоговым последствиям.

Разумнее всего добиться того, чтобы доход работника в большинстве месяцев года (а лучше во всех) не превышал 3,83 млн. Br, что дает право на стандартный налоговый вычет. Если работник получает около этой суммы, то даже небольшое повышение дохода окажется весьма невыгодным с налоговой точки зрения. Названный доход является наиболее оптимальным, а дальнейшее его незначительное повышение не увеличит размер чистого дохода после налогообложения, а, наоборот, может его уменьшить. Так, при получении дохода, превышающего 3,83 млн. Br всего на 10 тысяч, плательщик утрачивает право на получение стандартного налогового вычета. При этом чистый доход, выплачиваемый ему после удержания подоходного налога (460,8 тыс. Br) составит 3 379 200 Br. Зато, если бы плательщику выплачивался доход в размере ровно 3,83 млн. Br, то после налогообложения ему бы причиталось к выплате 3,446 млн. (подоходный налог — 384 тыс. Br). Таким образом, при повышении дохода на 10 тыс. Br реальный доход, выплачиваемый работнику после налогообложения, уменьшился на 66,8 тыс. Br. Увеличение размеров оплаты труда работника до налогообложения привело к снижению его реальных доходов после удержания налога. Всю сумму повышения и даже часть дохода, который ранее получал работник, теперь придется перечислить в бюджет в качестве подоходного налога. Соответственно, такое повышение дохода производить нецелесообразно.

Очевидно, что такие изменения носят существенный характер, ведь меняется реальный доход работника. Таким образом, увеличение размеров оплаты труда также может являться изменением существенных условий труда, о котором следует предупредить заранее.

Есть и другие примеры, подтверждающие необходимость уведомлять работника об увеличении размеров оплаты труда. Так, законодательство предусматривает ряд мер социальной поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с подп. 63.12 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утв. Указом Президента от 16.12.2013 № 563, право на получение жилого помещения социального пользования имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет (и на день предоставления жилого помещения социального пользования).

От размера дохода физического лица зависит и возможность получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений. Согласно п. 1 Положения об отнесении граждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения, утв. постановлением Совмина от 20.12.2000 № 1955, к малообеспеченным гражданам, имеющим право на льготные кредиты, субсидии и иные формы господдержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения, относятся состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане. При этом среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не должен превышать 3-кратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи документов для включения в списки на получение льготного кредита, субсидии, для направления на заключение договора купли-продажи жилого помещения, построенного по госзаказу.

Даже при незначительном повышении размеров зарплаты, причем, в данном случае уже даже и чистого дохода после налогообложения, работник может утратить право на получение социального жилья или право на получение господдержки при его строительстве. Согласитесь, что многие, если не все, предпочтут отказаться от повышения зарплаты ради возможности решить наболевший жилищный вопрос.

Субъективные подходы к оценке существенности для работников тех или иных изменений в размерах оплаты труда не должны ложиться в основу норм законодательства. Ведь это может привести к ошибкам и нарушению прав работников, на соблюдение которых, по сути, направлены положения ст. 32 ТК.


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях