Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2558) от 16.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5883
EUR:
2.6365
RUB:
4.2202
Золото:
148.24
Серебро:
1.69
Платина:
78.47
Палладий:
182.74
Назад
Проблемы и решения
20.01.2004 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Супермаркеты могут "положить" городскую торговлю или стать ее катализатором

В 2003г. власти Минска дали "добро" на строительство в столице и в ее окрестностях ряда супер- и гипермаркетов. Самый первый из них появится уже в этом году на проспекте Рокоссовского. Реализация данного решения проходила параллельно с ликвидацией киосков...
В 2003г. власти Минска дали "добро" на строительство в столице и в ее окрестностях ряда супер- и гипермаркетов. Самый первый из них появится уже в этом году на проспекте Рокоссовского. Реализация данного решения проходила параллельно с ликвидацией киосков.

Как показывает опыт других стран, гиганты розничной торговли -- не случайное явление. Там, где их приход был подготовлен законодательно, экономика городов, регионов только выиграла -- появились новые рабочие места, заказы для предприятий, производящих продукты питания и другие товары. Сети гипер- и супермаркетов заняли в розничной торговле доминирующие позиции, строя цивилизованные отношения с производителями и конкурентами.

Польша также пережила эру киосков и приход гигантов розничной торговли -- гипермаркетов. О пути, по которому пошла торговля Польши, нам любезно согласился рассказать Первый советник Посольства Республики Польша в Минске Анджей ШОТ.

В центре Варшавы и других городов в начале перемен были палатки, примерно такие, как в Минске во второй половине 90-х годов. В свое время они сыграли положительную роль в обеспечении граждан товарами первой необходимости. Ведь известно, что при социализме торговая сеть была не очень развита. На смену киоскам и палаткам после того, как их владельцы накопили нужный для развития капитал, пришла розничная сеть в виде мелких частных магазинчиков, которые очень быстро стали появляться в подвалах жилых домов и коммунальных зданий, во встроенных помещениях.

Тем не менее при закрытии палаток в Польше также не обошлось без волнений среди мелких торговцев. Впрочем, киоски до сих пор вытеснены не все: даже в Варшаве и других крупных городах они работают, продавая газеты, бытовые товары первой необходимости, -- при соблюдении некоторых условий в определенных местах они просто нужны.

Постепенно меняются и условия работы разрозненных мелких магазинов. На смену им в больших городах приходят супермаркеты. Я считаю, что их появление -- закономерная тенденция мирового рынка, и сопротивляться ей недальновидно. Их преимущества для покупателя очевидны: высокая культура и техника продажи, качество и изобилие предлагаемых товаров, низкие цены. Все это правда. Однако нужно учесть, что часто с быстрым и стихийным развитием гипер- и супермаркетов страдают и производители товаров, и мелкие частные магазинчики.

Одна из главных ошибок местных властей ряда не только польских, но и городов других стран заключается в том, что они стали давать разрешения на строительство супермаркетов в центрах. Есть несколько таких гипермаркетов, к примеру, в Люблине. С их появлением многие покупатели стали игнорировать маленькие магазинчики.

И это закономерно. В супер- и гипермаркетах, как правило, товар закупается в "крупных масштабах", есть удобная стоянка для авто, большие тележки для покупок, которые можно подкатить прямо к автомобилю. Более того, крупномасштабными продажами, более дешевыми ценами и тем, что товар можно руками пощупать, они провоцируют покупателя на приобретение часто ненужных вещей. Не случайно, придя домой, многие удивляются: и зачем столько было куплено лишнего! Короче, при походе в гипер- и супермаркеты нужно себя контролировать...

Для государственных и особенно городских властей возникает при этом ряд сложных проблем -- выбора места, где их строить, создания законов о грамотных и честных расчетах с государством и производителями. К примеру, сроки платежей не должны превышать 30 дней. Дело в том, что супермаркеты часто навязывают производителям слишком жесткие условия реализации: срок возврата денег иногда составляет 90, а то и 180 дней.

Кроме того, производитель должен еще платить за полки в маркете, за рекламу товара в газете, которую издает супермаркет, за другие не очень добровольные услуги.

И еще одна неприятность при сотрудничестве с супермаркетами ожидает производителя: если товар не продан до истечения срока пригодности к потреблению -- его возвращают обратно. Есть и другие условия, которые могут осилить не все производители. Так что к открытию гипер- и супермаркетов следовало бы подходить подготовленным и с осознанием возможных последствий.

И все же я считаю, что при грамотном подходе крупные торговые сети, имеющие свои точки во многих странах мира, могут сыграть положительную роль в экономике развивающейся страны. К примеру, в Польше такую роль сыграла знаменитая сеть гипермаркетов ИКЕЯ, которая, по информации прессы, также намерена прийти в Беларусь. У нас ИКЕЯ подняла отечественную мебельную промышленность, дав заказы предприятиям. Так что нельзя сказать однозначно положительно или отрицательно появление супермаркетов сказалось или еще может сказаться в Польше и Беларуси или какой-либо другой стране.

Нужно все хорошенько просчитать. Я обратил внимание на то, что в Беларуси это требование учитывают. Например, городские власти Минска дали разрешение на строительство супермаркетов не в центре Минска, а на окраинах.

Тем не менее супермаркеты не могут в полной мере удовлетворить потребности покупателя, если тому по месту жительства нужно срочно купить спички либо хлеб, молоко, газеты и т.д. Сейчас в Польше создаются новые торговые сети магазинов. На этот раз не крупных, а небольших. Характерным примером является торговая сеть мини-маркетов под названием "Жабка", которых в стране уже около 7 тыс. Там все продумано, очень тщательно подобран ассортимент, расположение товара, интерьерное оформление, место размещения. Данные сети не заменяют супермаркеты, а мирно сосуществуют с ними.

В минской столичной торговле я также наблюдаю прогресс. Мне очень нравятся ваши колхозные рынки -- Комаровка, Ждановичи. Условия организации торговли, гигиены, стоянок на них отлажены может даже лучше, чем в некоторых городах Польши, да и не только Польши. Нравятся и мини-рынки Минска тем, что они хорошо организованы, находятся под контролем местных властей и санитарных врачей.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений