Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2558) от 16.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5883
EUR:
2.6365
RUB:
4.2202
Золото:
148.24
Серебро:
1.69
Платина:
78.47
Палладий:
182.74
Назад
Проблемы и решения
08.07.2003 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сумел произвести — сумей продать

У базы данных статистического ведомства об объектах товаропроводящей сети республики за рубежом (ТПС) появилась "родня". Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен сформировал БД "Товаропроводящая сеть"...
У базы данных статистического ведомства об объектах товаропроводящей сети республики за рубежом (ТПС) появилась "родня". Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен сформировал БД "Товаропроводящая сеть". Первая из систем в силу специфики охватывает лишь те объекты, которые созданы с участием белорусского капитала, вторая же -- и те, что без такового. Поэтому в последней их почти в 8 раз больше.

В том, что ТПС со всем ее "наполнением" (торговые представительства, фирменные магазины, СП, консигнационные склады, торговые дома, сервисные центры, официальные дилеры, дистрибьюторы и т.д.) -- большое подспорье для отечественных экспортеров при работе на внешних рынках, убеждать уже никого не надо. Это интуитивно поняли наши производители, и во многом ТПС в ее нынешнем виде сформировалась стихийно. Но, как показывает практика, именно метод проб и ошибок оказался самым результативным.

Сегодня наша товаропроводящая сеть за рубежом представлена более чем 1400 объектами ТПС 110 организаций, концернов и предприятий республики. В основном это традиционно известные предприятия, чью продукцию можно назвать визиткой страны. И сейчас стихийными их действия уже не назовешь. Все чаще в работу по расширению или лучшему использованию имеющейся ТПС вплетаются запланированные и скоординированные на правительственном и отраслевом уровнях решения. Чем дальше, тем заметнее стремление реализовывать наши товары на внешних рынках через объекты, действующие без участия белорусского капитала (т.е. дилеров, дистрибьюторов, сервисные центры и др.).

Вклад последних в продвижение белорусских товаров и услуг на зарубежные рынки, как свидетельствует анализ, проведенный параллельно с формированием новой БД, уже заметен. Например, доля продукции, реализуемой предприятиями концерна "Белместпром" через дилеров и дистрибьюторов, составляет от 30 до 70% совокупного объема экспорта концерна. По оценке тюменского отделения Посольства Республики Беларусь в РФ, открытие сервисных центров, а также центров продаж белорусской техники может обеспечить рост прямых поставок тракторов и автомобилей только в этот регион на 15--20%, запасных частей и комплектующих к ним -- на 25--30%, холодильников и морозильников -- на 7--9%, телевизоров -- на 10--15%. Более того, анализ, проведенный загранучреждениями МИДа, показывает, что самым предпочтительным и выгодным для отечественных предприятий является заключение дилерских и дистрибьюторских соглашений с местными компаниями, располагающими необходимыми финансовыми и другими возможностями для продвижения белорусских товаров на зарубежных торговых площадках. И это необходимо учитывать при дальнейшем развитии ТПС, т.е. и впредь активнее использовать так называемый франчайзинг.

Конечно же, у каждого субъекта хозяйствования и сейчас есть свои "пристрастия". Главное, что они результативны. МТЗ, например, в январе -- апреле с.г. увеличил экспорт тракторов в Россию на 89,8%, до 3378 штук, благодаря тому, что в 2002г. хорошо поработал над созданием собственной товаропроводящей сети на основе представительств и региональных дилеров. В частности, был открыт торговый дом в Москве и созданы представительства завода во всех федеральных округах РФ.

Успешно работает в Казахстане торговый дом "Керамин", который в 2002г. реализовал продукции на сумму 1,5 млн. USD. Можно отметить грамотную маркетинговую политику нашего предприятия, основанную на создании по всей территории Казахстана торговых складов с широким ассортиментом продукции для оптовых покупателей, а также на оптимальном сочетании качества и стоимости товара.

Кстати, в Молдове тоже открыт ТД "Керамин-Кишинев". В качестве партнера была выбрана молдавская фирма, которая сразу закупила партию белорусской керамической плитки на сумму более чем 200 тыс. USD. Фирма создала свою дилерскую сеть, и объем продаж продукции белорусского производителя на молдавском рынке вырос в 7 раз в 2001г. и в 2 раза в 2002г. При этом никаких финансовых затрат "Керамин" не понес -- просто предоставил партнеру право работать с его изделиями на молдавском рынке.

Позитивны результаты работы дилера ПО "БелАЗ" в Китае компании "Global Mark Trading Ltd.", при содействии которого в эту страну отгружено автосамосвалов на сумму 3,9 млн. USD с приростом к 2001г. на 44%.

Хорошие перспективы у латышского дилера Минского автомобильного завода -- компании "Алкомтранс": уже сегодня объемы продаж белорусских автомобилей не уступают западным, при этом они растут.

Белорусские телевизоры ПО "Горизонт" с успехом продаются в российской розничной сети "Эльдорадо", которая только в декабре 2002г. закупила их 60 тысяч.

И совсем уже свежий пример. В Киеве в апреле с.г. открылся фирменный магазин "Белорусская косметика", где представлен широкий ассортимент продукции известных торговых марок BELKOSMEX и BELITА. Можно надеяться, что поставки белорусской косметики в Украину, увеличившиеся до 1 млн. USD в 2002г. (во многом благодаря развитой дилерской сети в Харькове, Одессе, Сумах, Кривом Роге, Луцке, Полтаве), "подрастут" еще.

Подобных примеров немало. Достаточно взглянуть на перечень основных видов товаров, реализуемых белорусскими предприятиями через сформированные с их участием объекты ТПС за рубежом, чтобы назвать производителя. Это тракторы, дорожно-строительная техника, черные металлы и изделия из них, телевизоры, газовые плиты, ковры, мото- и велотехника, обувь, соль, плитка керамическая, нефтепродукты, строительные материалы, кондитерские изделия, светотехнические изделия, щебень гранитный, сельхозтехника, стекло, подшипники, мягкие игрушки, шины, парфюмерия и косметика, медицинские препараты, холодильники, электротехническое оборудование, ткани хлопчатобумажные и изделия из них, обои, мебель (всего около 70 основных позиций).

Анализ информации, содержащейся в БД "Товаропроводящая сеть", показывает, что структура ТПС выглядит следующим образом (см.рис.).

Больше всего объектов ТПС за рубежом имеют предприятия Минпрома -- 78% (1101 объект), концерна "Беллегпром" -- 6,4% (91), концерна "Белгоспищепром" -- 2,5% (36). Ну а больше всего этих объектов расположено в России -- 1109 (78,5%), Украине -- 69 (4,9%), Казахстане -- 21 (1,5%), Польше -- 18 (1,27%), Латвии -- 17 (1,2%).

В региональном масштабе наши объекты ТПС "расположились" следующим образом: в странах СНГ -- 91,8%, странах ЕС -- 2,3%, Азии -- 1,27, Ближнего Востока -- 1,27, Африки -- 0,5, Латинской Америки -- 0,14%.

Сейчас НЦМиКЦ приступил ко 2-му этапу работ -- формированию базы данных о законодательстве зарубежных стран по условиям создания и деятельности на их территории объектов ТПС (БД "Законодательство"). Сбор информации идет по следующим направлениям: особенности открытия представительств и филиалов иностранных компаний, компаний с иностранными инвестициями и других; налогообложение создаваемых предприятий; банковские операции (открытие расчетного счета, экспорт капитала и т.д.); особенности найма персонала; наиболее удобные места для открытия объектов ТПС, стоимость аренды помещений; образцы договоров и соглашений (дилерские, дистрибьюторские соглашения, о создании совместных и других предприятий).

На 3-м этапе, который завершится осенью с.г., вышеуказанные базы данных будут интегрированы в ИС "Тендеры".

Для чего все это нужно? Для того чтобы помочь белорусским экспортерам и органам госуправления более полно и рационально использовать возможности уже созданной ТПС (в т.ч. за счет межотраслевой кооперации), оперативно анализировать эффективность деятельности ее объектов, осуществлять поиск новых товарных ниш и партнеров для сбыта своей продукции, снизить возможные риски, связанные с проведением внешнеторговых операций при открытии собственных объектов ТПС за рубежом, оптимизировать структуру товаропроводящей сети и методы продаж, быстрее узнавать об изменениях конъюнктуры зарубежных рынков и многом другом.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений