Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
14.04.2017 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Судебным исполнителям – свой закон

Закон от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях» (далее – Закон), вступающий в силу с 13 мая 2017 г., хоть и небольшой по объему, но достаточно детально определяет правовой статус и компетенцию судебного исполнителя, дополняя и конкретизируя соответствующие положения, содержащиеся в ГПК и ХПК. Рассмотрим его основные новеллы.

Статьей 1 Закона определено, что судебными исполнителями являются лица, которые занимают долж­ности в органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее – ОПИ) и непосредственно заняты в соответствии с должностными обязанностями исполнением судебных постановлений и иных исполнительных документов. Кроме того, установлено, что полномочиями судебного исполнителя могут быть наделены иные работники ОПИ, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их деятельность, при исполнении исполнительных документов.

Согласно Закону судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства, они являются госслужащими. Каждый судебный исполнитель имеет печать с наименованием ОПИ и указанием личного номера. Кроме этого, Законом предусмотрено ношение судебными исполнителями форменной одежды при исполнении ими своих служебных обязанностей. Судебные исполнители имеют знаки различия, в т.ч. нагрудный знак различия «Судовы выканаўца», и служебные удостоверения.

Статья 2 Закона определяет, что правовую основу деятельности судебных исполнителей составляют Конституция, Закон, иные акты законодательства, а также международные договоры РБ. При этом если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора.

Новыми являются нормы ст. 3 Закона, где говорится, что вмешательство в деятельность судебных исполнителей при исполнении ими служебных обязанностей запрещается, за исключением случаев, установленных законодательными актами. Неповиновение законному требованию судебного исполнителя при исполнении им служебных обязанностей, а также оскорбление, насилие либо угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества, совершенные в отношении судебного исполнителя при исполнении им служебных обязанностей, влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Взаимодействие с другими госорганами

Закон предусматривает взаимодействие судебных исполнителей с госорганами и иными организациями, когда судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей направляют в адрес госорганов и иных организаций сообщения (информацию) о фактах и обстоятельствах, которые могут повлечь совершение или способствовать совершению правонарушений в случае непринятия мер по их предупреждению. Госорганы и иные организации в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие судебным исполнителям в исполнении возложенных на них служебных обязанностей, предусмотренных Законом, иными законодательными актами.

Кроме того, ст. 4 Закона установлено, что госорганы и иные госорганизации, осуществляющие государственную регистрацию имущества (имущественных прав), в пределах своей компетенции оказывают содействие судебным исполнителям в выявлении и обнаружении подлежащего аресту имущества должника, ограничении (обременении) прав на такое имущество, в осуществлении госрегистрации создания, изменения, прекращения существования принадлежащего долж­нику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также в осуществлении госрегистрации на имя взыскателя возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, в случаях и порядке, установленных законодательными актами.

Новым является в Законе и то, что госорганы и иные организации, уполномоченные осуществлять задержание, принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства и помещение его на охраняемую стоянку, в пределах своей компетенции оказывают содействие судебным исполнителям в принятии мер по обнаружению, задержанию, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещению на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника.

Взаимодействие с госорганами и иными организациями осуществляется путем предоставления судебным исполнителям на безвозмездной основе доступа к информационным системам, базам, банкам данных этих органов и организаций в случаях, установленных законодательными актами, обмена информацией в электронном виде с применением программно-технических средств и технологий, позволяющих подтвердить целостность и подлинность документа, в т.ч. для направления и получения документов, содержащих банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, на основании совместных постановлений, соглашений. Указанной нормой регламентирована возможность обмена информацией в электронном виде, в т.ч. документами, содержащими банковскую тайну, что должно облегчить работу судебным исполнителям в части взаимодействия с банками, сократить документооборот, ускорить процесс обмена информацией.

Кого берут в судебные исполнители?

Нормы ст. 5 Закона, касающиеся порядка назначения на должности и освобождения от должностей судебных исполнителей и иных работников ОПИ, дублируют нормы действующего в настоящее время Указа Президента от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».

Статья 6 Закона предусматривает, что судебным исполнителем может быть назначен гражданин Беларуси, владеющий государственными языками РБ, имеющий среднее специальное или высшее юридическое образование либо обучающийся в учреждении, обеспечивающем получение высшего юридического образования, способный по своим профессиональным знаниям, моральным и деловым качествам исполнять воз­ложенные на него обязанности. В исключительных случаях на должность судебного исполнителя может быть назначен гражданин Беларуси, имеющий иное высшее образование по специальностям, определенным Минюстом. К слову, действующее законодательство предусматривает в т.ч. назначение на эту долж­ность лица, имеющего экономическое образование.

Полномочия, права и обязанности

Нормы ст. 7 Закона «Полномочия Главного судебного исполнителя Республики Беларусь» практически полностью дублируют существующие нормы, закрепленные в постановлении Совмина от 31.12.2013 № 530 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530».

Тем не менее новыми являются нормы о том, что Главный судебный исполнитель:

– обеспечивает взаимодействие с госорганами и иными организациями, проведение совещаний, со­здание рабочих групп по вопросам, связанным с ис­полнением исполнительных документов;

– участвует в реализации международного сотрудничества Минюста по вопросам принудительного ис­полнения.

Статьей 8 Закона закреплены полномочия главного судебного исполнителя территориального ОПИ, которые в некоторой степени схожи с функциями Главного судебного исполнителя.

Нормами ст. 9 Закона определены права судебного исполнителя при исполнении исполнительных документов. Новыми, по сравнению с действующим ранее законодательством, стали положения о том, что судебный исполнитель имеет право:

– производить замену стороны исполнительного производства ее правопреемником;

– проверять у сторон и иных участников исполнительного производства документы, удостоверяющие их личность, подтверждающие полномочия их пред­ставителей;

– привлекать в порядке, установленном законодательством, переводчика, понятых, специалиста и иных лиц, а также специализированную организацию для оказания содействия в принудительном исполнении исполнительного документа;

– быть безотлагательно принятым руководителями и другими должностными лицами юридических лиц по вопросам, связанным с исполнением исполнительных документов;

– выносить постановления о приводе должника – гражданина, представителя должника – юридического лица, собственников имущества (учредителей, участников) должника – юридического лица в случаях, предусмотренных законодательными актами;

– выносить постановления о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника;

– совершать отдельные исполнительные действия с использованием информационных технологий, в т.ч. электронного документооборота, официальных сайтов ОПИ в сети Интернет, системы единого расчетного и информационного пространства;

– требовать от представителей должника – юридического лица или должника – ИП проведения инвентаризации имущества в порядке, установленном законодательством, а также проверять ее результаты;

– подавать ходатайства в компетентные органы для рассмотрения вопросов о высылке из Беларуси в порядке, установленном актами законодательства, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся должниками в исполнительном производстве.

Таким образом, по сравнению с действующим законодательством перечень полномочий судебного исполнителя существенно расширен. Но расширен и детализирован также и перечень обязанностей судебного исполнителя (ст. 10 Закона). Новыми являются положения о том, что судебный исполнитель обязан:

– не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, другую информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено;

– оказывать содействие правоохранительным и контролирующим (надзорным) органам в розыске должников по исполнительным производствам, предоставлять сведения и копии необходимых материалов исполнительных производств, по которым направлялись представления или сообщения о выявленных в ходе исполнения исполнительных документов злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства;

– направлять по письменному запросу суда, иного государственного органа при рассмотрении ими жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя необходимые справки или сведения по исполнительному производству, снимать с него копии.

Статья 16 Закона закрепляет право судебных исполнителей на получение вознаграждения из средств, дополнительно полученных при принудительном исполнении исполнительных документов, в порядке, установленном актами законодательства.

Контроль за работой судебных исполнителей по правильному, полному и своевременному исполнению исполнительных документов и результатами их деятельности возложен на Минюст, главные управления юстиции, главных судебных исполнителей органов принудительного исполнения.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by