$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СУД ДА ДЕЛО©

10.07.2015

На своем заключительном заседании весенней сессии Совет республики рассмотрел 25 вопросов, в т.ч. одобрил законопроект «О борьбе с коррупцией», а в Палате представителей особое внимание уделили совершенствованию реформы судебной системы.

Проектом закона «О борьбе с коррупцией», включающим также поправки в Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный и Трудовой кодексы, в КоАП и Закон от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон № 204-З), предлагается запретить повторный прием на госслужбу лиц, ранее уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, изменить порядок декларирования доходов и имущества отдельных категорий государственных должностных лиц, персонифицировать ответственность за возможные негативные последствия госзакупок. Планируется ввести механизм обращения в доход государства сумм незаконного обогащения, полученных чиновниками.

Некоторые нормы законопроекта, вызвавшие дискуссии и в ходе общественного обсуждения, и при рассмотрении его в Палате представителей, пояснил генеральный прокурор Александр Конюк, представляя законопроект в Совете Республики. Одна из них касается возможности лишения чиновников права на пенсию в соответствии с законодательством о госслужбе, если они совершили тяжкие или особо тяжкие преступления против интересов службы. В придачу таким нарушителям будет грозить бессрочный запрет на прием на госслужбу в будущем, если их преступление сопряжено с использованием служебных полномочий. Таким образом, снятие судимости не позволит вернуться в «теплое кресло». Правда, это не коснется лиц, ныне занимающих руководящие должности, в отношении которых судимость погашена (снята) — закон обратной силы не имеет.

Только косметические правки ждут меры по борьбе с кумовством. Согласно новой редакции ч. 1 ст. 27 Трудового кодекса (далее — ТК) будет запрещена совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира родителей, родных братьев и сестер, детей, в т.ч. усыновленных (удочеренных), усыновителей (удочерителей), деда, бабки, внуков, а также супруги (супруга) и ее (его) родителей, братьев и сестер, детей, в т.ч. усыновленных (удочеренных), усыновителей (удочерителей), деда, бабки, внуков, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. В свою очередь, понятия «совместная работа», «непосредственная подчиненность» и «подконтрольность» определены в ст. 27 ТК, ст.ст. 33 и 40 Закона № 204-З и, по мнению генпрокурора, практика их применения за последние годы достаточно наработана.

БЕСПОКОЯТ парламентариев и нормы, регламентирующие механизм безвозмездного изъятия по решению суда имущества, законность источников приобретения которого не доказана. Он может быть применен к государственным должностным лицам, на которых распространяется вводимый законопроектом особый порядок декларирования доходов и имущества, как занимающим ответственное положение, так и поступившим на госслужбу путем избрания. Некоторые считают, что подобные меры противоречат презумпции невиновности. Однако А. Конюк с этим не согласен. По его мнению, данный принцип применим лишь в уголовном и административном процессе, а в гражданском праве действует презумпция вины должника, что способствует борьбе с коррупцией.

В рамках гражданского судопроизводства взяточникам, расхитителям бюджетных средств и прочим коррумпированным должностным лицам в случае предъявления им исков об изъятии материальных благ противоправного происхождения придется самим доказывать их легальность. Механизм изъятия незаконного обогащения не будет подменять собой уголовное преследование и не станет способом уклонения от уголовной ответственности. Его планируют использовать лишь при отсутствии оснований для проведения проверки в порядке, предусмотренном УПК, в случаях отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения производства по делу.

Впрочем, одна из антикоррупционных мер, считающаяся в мире одной из главных и наиболее эффективных, в проект не попала — его авторы категорически против публикации деклараций о доходах высокопоставленных чиновников. В придачу нормы об общественном контроле в борьбе с коррупцией носят лишь декларативный характер и не предполагают четкого механизма реализации.

Взамен у некоторых руководителей появится возможность дополнительных заработков. Планируется отменить запрет для государственных должностных лиц на работу по внешнему совместительству. Он сохранится лишь для госслужащих, военнослужащих, руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров госорганизаций и предприятий и с госдолей в уставных фондах свыше 50%.

ПРИНЯТЫЙ в первом чтении депутатами Палаты представителей законопроект о внесении изменений в некоторые законы по вопросам судоустройства и судопроизводства направлен на реализацию положений Декрета от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» и Указа от 29.11.2013 № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов». В связи с большим количеством корректировок предлагается изложение Кодекса о судоустройстве и статусе судей в новой редакции. Документ предусматривает комплексное редакционно-техническое изменение нормативного правового регулирования организации и деятельности судебной системы республики в связи с образованием единой системы судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом. В частности, упорядочен процесс согласования списков народных заседателей, определены критерии отбора кандидатов.

Что же касается суда присяжных, то председатель Постоянной комиссии по законодательству Людмила Михалькова назвала такой судебный институт недостаточно эффективным в силу излишней эмоциональной вовлеченности и необъективности его участников, поэтому у нас его пока что не будет. По мнению депутата, в нашей стране вполне достаточно института народных заседателей.

Не появятся в Беларуси и частные судебные исполнители. Законопроекты «Об исполнительном производстве» и «О судебных исполнителях», принятые на сессии в первом чтении, по сути приводят законодательство в соответствие с Указом Президента от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов». Проекты закрепляют единый правовой статус, права и обязанности судебных исполнителей, порядок их назначения и освобождения, взаимодействия с госорганами, гарантии их правовой и социальной защиты.

По словам министра юстиции Олега Слижевского, количество исполненных в полном объеме исполнительных производств возросло с 53% в 2013 г. до 67% в 2014-м, размер взысканных по ним средств — на 67%, по взысканию в доход государства — в 1,6 раза. В целях контроля, анализа и обобщения информации об исполнительном производстве предлагается создание специального банка данных, из которого можно будет получить информацию через интернет-портал Минюста, разработка которого завершается. Таким образом, субъекты хозяйствования смогут проверять сведения о своих потенциальных деловых партнерах.

Анна ФЕДОРОВА
 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Президент Беларуси Указом от 2.07.2015 № 299 освободил от занимаемых должностей 8 судей. Из них четверо — судьи столичного экономического суда, во главе с его председателем, уволены «в связи с совершением проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе».