$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Субсидии противоречий

02.10.2007

У экспертов стран-союзниц нет единства в понимании запрещенных и разрешенных субсидий. Кроме того, Россия не согласна с предложением наших экспертов «растянуть» отказ от субсидий до 2011 г. Проект соглашения о правилах и принципах предоставления промышленных субсидий и применения мер государственной поддержки сельского хозяйства в отношении промышленных и сельскохозяйственных товаров, подготовленный сторонами, продолжает оставаться предметом жарких дискуссий, хотя изначально планировалось, что будет подписан до 1 октября.

Необходимость отсрочки белорусская сторона аргументирует тем, что отдельным субъектам хозяйствования РБ уже установлены меры господдержки, и остановить этот процесс невозможно без серьезных проблем, в частности, в социальной сфере тех регионов, где работают предприятия, получающие поддержку. Кроме того, в стране реализуется несколько важных национальных проектов, предусматривающих определенные объемы господдержки. Поэтому белорусы предложили прописать в проекте соглашения пункт, согласно которому выделение таких субсидий не будет основанием для принятия компенсационных или ответных мер.

Российская сторона с таким подходом не согласна. Положения проекта соглашения, по ее мнению, должны распространяться на все виды оказания господдержки хозяйствующих субъектов двух государств независимо от того, когда было принято решение о предоставлении помощи, поскольку субсидии могут негативно повлиять на взаимную торговлю стран-союзниц. К тому же предоставлять специфические субсидии никто не запрещает, подчеркивают россияне, вводится лишь норма, которая позволяет применять к ним компенсационные меры, если будет доказан ущерб другой стороне после выделения таких субсидий. Согласно проекту документа, промышленная субсидия считается специфической, если на нее не могут претендовать все субъекты хозяйствования.

Кроме того, наше правительство предлагает не считать запрещенными субсидии, призванные уравнять цены на энергоносители и уровень налогообложения (и то, и другое в России ниже). Однако, по мнению РФ, такие субсидии могут наносить ущерб отраслям национальной экономики государств, поэтому должна сохраниться возможность применять меры, если ущерб будет доказан. Кроме того, вопрос по выравниванию конкурентоспособности субъектов хозяйствования двух государств выходит за рамки этого соглашения, считают правительственные эксперты РФ. По мнению белорусских экспертов, также не стоит причислять к запрещенным субсидиям средства, предоставляемые в обмен на увеличение госдоли в капитале предприятия; специальный правовой режим, действующий на территории СЭЗ; предоставление отсрочек и рассрочек по уплате пошлин и налогов, бюджетных ссуд, займов на возвратной основе; возмещение части процентов за полученный банковский кредит; освобождение при ввозе товаров от НДС; меры государственной поддержки, оказываемые государством как собственником имущества.

Разногласия у сторон есть и по объемам господдержки сельского хозяйства. Белорусы предложили исключить из проекта соглашения статью, согласно которой если размер господдержки сельского хозяйства превышает 5% от стоимости единицы сельскохозяйственного товара, то другое государство вправе применить по отношению к нему компенсационные меры. С этим российские эксперты также не согласны.

В ходе консультаций белорусская сторона предложила установить критерии, на основании которых компетентный орган может иметь право ввести компенсационные меры. В частности, если доля объема внутреннего потребления аналогичного товара на рынке другого государства составляет 15%, а доля потребления импортируемого товара на обособленном рынке государства — 65%. Российские же эксперты считают, что требование о проведении расследований должно основываться на национальном законодательстве государств.

Компенсационная мера, согласно проекту соглашения, призвана нейтрализовать ущерб в результате применения другим государством специфической промышленной субсидии или мер господдержки сельского хозяйства и представляет собой компенсационную пошлину, в том числе предварительную, которая применяется по решению уполномоченного органа одного из государств. Она может быть применена к импортированному промышленному или сельскохозяйственному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая промышленная субсидия или мера господдержки, и компетентным органом было установлено, что импорт этого товара наносит ущерб отрасли другого государства. Начать компенсационное расследование для определения ущерба, который понесла экономика одного из государств, компетентный орган может в случае, если выяснится, что на долю производителей отрасли приходится меньше 25% от общего объема производства аналогичного товара в стране.

Проект соглашения предлагает считать промышленными субсидиями любое финансовое содействие государства (дотации, займы или покупки акций, гарантии по займам), полный или частичный отказ от взимания платежей, которые должны поступать в доход государства (налоговые льготы, списание долга), а также любую форму поддержки доходов и цен. Предполагается, что очередные консультации по проекту соглашения, на котором стороны продолжат согласовывать позиции, пройдут в Минске в начале октября.

Дмитрий ЕРМАК