$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СУБСИДИИ НА ДЕЛО:©

14.02.2014

лучше не давать и не брать

Иногда кажется, что все, за что берутся наши чиновники, либо губится «на корню», либо оборачивается кампанейщиной и дает совсем другие результаты, чем ожидалось.

Хорошая, кажется, задумка — помощь безработным в организации собственного дела. И когда принималось Положение о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, утв. постановлением Совмина от 7.03.2008 № 342 (далее — Положение), многие возлагали на него большие надежды.

Потом необходимость оказания содействия безработным в организации предпринимательской и иной указанной в Положении деятельности попадала в Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на очередной год (уже в виде плановых цифр) и «спускалась» на места. Так она превращалась в очередной показатель, который работники органов по труду, занятости и социальной защите (далее — служба занятости) должны были выполнять.

Исходя из Положения безработным, которые в связи с ситуацией на рынке труда не имеют возможности получить подходящую работу и хотят заняться предпринимательской деятельностью, предоставляются безвозмездные субсидии в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума (далее — БПМ) в среднем на душу населения (на сегодняшний момент — 12,4 млн. Br), действующего на дату заключения службой занятости договора с безработным о предоставлении субсидии. При организации предпринимательской деятельности в малых городах, сельских населенных пунктах и населенных пунктах, включенных в государственную и областные программы содействия занятости населения, размер субсидии увеличивается до 15-кратной величины БПМ (почти 17 млн. Br), а при организации предпринимательской деятельности, связанной с внедрением результатов научных исследований и разработок, — до 20-кратной величины БПМ (22,5 млн. Br).

Получить субсидию безработному достаточно легко: нужно всего лишь зарегистрироваться в качестве ИП (открыть ЧУП), а затем подать заявление и бизнес-план эффективности организации предпринимательской деятельности, который легко может составить любой грамотный человек. А поскольку нужно было выполнять показатель по субсидиям, некоторые работники службы занятости стали раздавать их направо и налево, не особо заморачиваясь проверкой использования предоставленных средств. При этом получатель субсидии ничем особо не рисковал: Положение составлено так, что ее требовалось возвращать только в случае неосуществления им предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд после госрегистрации в качестве ИП либо регистрации ЧУП и несообщения налоговому органу о причинах неосуществления такой деятельности. Таким образом, достаточно работать несколько дней в году и возврата денег никто требовать не станет — оснований нет.

Таким нехитрым способом только в Могилевской области за последние 3 года в виде безвозмездных субсидий безработным было предоставлено более 8 млрд. Br. При этом, как показали проверки Комитета госконтроля, которые было проведены в прошлом году, эффективность использования предоставленных средств достаточно низка: почти каждый третий «субсидиант» прекратил либо вовсе не начинал предпринимательскую деятельность. В других областях дела обстоят не лучше.

Всего же субсидии на открытие своего дела в 2013 г. получили 2,3 тыс. безработных (в 2012 г. — 3,7 тыс., в 2011 г. — 2,2 тыс.). На 2014 г. запланировано содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма путем предоставления субсидий 2,155 тыс. безработных.

Похоже, что именно Комитет госконтроля, изучив неприглядную ситуацию, образовавшуюся с предоставлением субсидий, и стал инициатором принятия постановления Совмина от 7.02.2014 № 106 (вступит в силу с 13.05.2014 г.), которым внесены изменения в Положение. Вскоре возвращать полученные средства придется в случае неосуществления предпринимательской деятельности более 6 месяцев в течение 12-месячного периода со дня госрегистрации в качестве ИП либо регистрации ЧУП. Причем возврат надо будет осуществить в 7-дневный срок со дня наступления обязательства по возврату.

Кроме того, постановлением № 106 предусмотрены новые исключения из данного правила. Если сейчас уважительными причинами неосуществления предпринимательской деятельности считаются только ограничение или лишение права заниматься такой деятельностью, то с 13 мая к ним добавлены случаи приостановления предпринимательской деятельности в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, в период временной нетрудоспособности и иных случаях, предусмотренных законодательством (призыв на срочную военную службу, военные и специальные сборы и др.).

Остается надеяться, что проделанная чиновниками «работа над ошибками» даст свои плоды, и средства, выделяемые безработным, теперь будут расходоваться по прямому назначению.

Дмитрий КОРШУНОВ