Студенты рассказали о проблемах в образовании
В декабре 2016 – январе 2017 компания Batic Internet Policy Initiative (по заказу Общественного болонского комитета) в ходе соцопроса предложила студентам и выпускникам белорусских вузов оценить результаты работы Министерства образования и проблемы высшей школы.
В анкете было 54 вопроса, в том числе о содержании Дорожной карты реформирования высшего образования, изменениях в белорусских вузах после вступления в Болонский процесс, об основных проблемных моментах в реализации прав и свобод студентов и т.д. На вопросы ответило 250 студентов и недавних выпускников вузов.
Основные выводы:
– 37% белорусских студентов ничего не слышали о содержании Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси; 48% – что-то слышали о ней, но не знают подробностей;
– 15% студентов отмечают перемены к лучшему в вузе со вступлением в Болонский процесс; 59% никаких перемен в связи с этим не видят;
– 7% опрошенных сказали, что администрация или руководство студенческих организаций знакомят студентов с планами по переходу к болонским ценностям; 60% отметили, что в вузах по этому поводу ничего не рассказывают;
– 9% студентов участвовали в программах студенческого обмена с зарубежными университетами или поездках за рубеж с образовательными целями;
– 21% опрошенных сказали, что возможность выбирать курсы и формировать собственную образовательную траекторию в интересах будущего трудоустройства расширилась; 43% отметили, что никакого выбора курсов нет;
– 49% выпускников считает, что государство с помощью системы распределения затыкает дыры там, где никто не хочет работать из-за плохих условий труда и жизни;
– из 41% выпускников, подлежавших распределению, 46% получили направление на работу от вуза, 44% обеспечивали заявки от работодателей самостоятельно из-за их нехватки;
– 34% опрошенных выпускников указали, что производственная практика для подготовки к самостоятельной работе по специальности была полезной, ещё 31% считают, что практика могла бы быть полезной, если бы была правильно организована.
Студенты рассказали также о том, какие их права в вузах нарушаются:
– на свободное посещение занятий и возможность работать в период учебы – 48%;
– на качественное обучение, гарантирующее хорошее трудоустройство после вуза – 40%;
– свободно выражать свое мнение, критиковать руководство факультета, вуза – 40%;
– на свободный выбор места работы, защиту от принудительного труда в период обучения (сельхозработы, работа на стройках, отработки в общежитиях и др.) и от принудительного распределения после окончания вуза – 38%;
– на неприкосновенность жилища (в общежитии) и круглосуточный доступ в общежитие – 36%;
– на защиту от принуждения к досрочному голосованию на выборах органов власти – 35%;
– на справедливую оценку результатов учебы – 25%;
– на справедливое регулирование поездок за рубеж с учебными, научными, спортивными и культурными целями (выбор кандидатов на стажировки, студенческие обмены, получение разрешений на поездки) – 25%;
– выбирать курсы и темы курсовых и дипломных (квалификационных) работ – 23%;
– на защиту от идеологической и политической цензуры в учебном процессе и общественной жизни вуза, свободный доступ к информации – 23%;
– на создание или свободное участие в работе общественных организаций в вузе или защиту от принудительного вступления в организации – 21%;
– на защиту от коррупции со стороны преподавателей, комендантов общежитий и др. – 14%.
Подробнее http://bolognaby.org