$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ ИЛИ РАДИКАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ©

17.02.2012

В прошлом году в консолидированный бюджет Беларуси поступило доходов на 85 433,5 млрд. Br, что в сопоставимых ценах на 10,9% больше, чем в 2010 г., и на 4,9% больше плана. При этом, как сообщает МНС, налоговыми органами обеспечено поступление в консолидированный бюджет 53 817 млрд. Br, в т.ч. в республиканский — 22 559 млрд., местные 31 258 трлн. Таким образом, отношение суммы собранных налогов к ВВП без учета отчислений в ФСЗН и таможенных платежей составило в 2011 г. 19,6%. Можно ли надеяться на снижение налоговой нагрузки?

 

В МНС отмечают, что 97,1% поступлений сформировано за счет платежей, внесенных плательщиками в добровольном порядке, что на 1,8 п.п. выше, чем годом ранее. В общей сумме поступлений на долю организаций приходится 96,1% поступлений, индивидуальных предпринимателей и физических лиц — 3,9%. При этом удельный вес государственного сектора экономики составил 60,1%, частного — 36%. Впрочем, в регионах вклад в казну субъектов разных форм собственности различен. К примеру, в Минске на госсектор приходится 51,8% поступлений, в Брестской области — 55,7%, а в Гродненской — только 30,4%.

 

Определенные сдвиги произошли в структуре налоговых поступлений (см. диаграмму). Отметим, что по сравнению с 2010 г. доля подоходного налога выросла на 1,8 процентных пункта, НДС — снизилась на 0,3 п.п., акцизов — на 2,1%, налога на прибыль — на 0,1 п.п., на недвижимость — на 1,2 п.п., налога при УСН — на 2 п.п., земельного налога — на 0,94 п.п.

 

Заметные сдвиги отмечены и в регионах. Например, в Брестской области удельный вес подоходного налога вырос с 24,5% в 2010 г. до 33,1% — выше, чем в остальных регионах, несмотря на то, что, по данным Белстата, в области средняя зарплата ниже, чем в других. Зато доля НДС — всего 5,6% — меньше, чем где бы то ни было. В то же время на Брестчине поступления НДС при ввозе товаров из стран — членов Таможенного союза увеличились на 21,1%, до 378, 3 млрд. Br. При этом 99,6% ввозного НДС приходится на Россию, импортом из которой здесь заняты 568 юридических лиц и более 8 тыс. предпринимателей. Товары Казахстана ввозили всего 6 плательщиков. Похожая картина в Гродненской области, где на долю подоходного налога приходится 27,3%, а НДС — 7,1%. Правда, доля акцизов здесь 18%, тогда как на Брестчине — всего 8,5%, зато доля налога на прибыль примерно одинакова — 16,2% и 16,5% соответственно.

 

Иная структура налоговых доходов в Гомельской области, где почти четверть доходов консолидированного бюджета в 2011 г. сформировано за счет акцизов (-4 п.п.), 16,5% — НДС (+3,8 п.п.), 15,9% — подоходного налога (+2,1 п.п.), 15,5% — налога на прибыль (+0,3 п.п.). В Могилевской области также высока доля подоходного налога — 29,2%, тогда как налог на прибыль принес 15,3%, акцизы — 10,7%.

 

«Изюминкой» Минской области является лидерство среди доходов бюджета поступлений по дивидендам по акциям и доходам от других форм участия в капитале — 37,1%. Далее следует налог на прибыль (21,6%), подоходный налог (18,8%). Тем не менее на Минщине 24% доходов консолидированного бюджета в 2011 г. сформировано за счет малого и среднего бизнеса — 1816,7 млрд. Br, в т.ч. 70% — от субъектов малого предпринимательства, а 165,6 млрд. Br — это налог при упрощенной системе налогообложения, причем в области количество субъектов хозяйствования, применяющих «упрощенку», увеличилось на 16,2%.

 

Структура налоговых доходов в Минске традиционно отличается от других регионов. Почти половину всех поступлений (43,7%) в столичную казну принес НДС, следом идет налог на прибыль (16,4%). На долю подоходного налога приходится лишь 12,6%, хотя средняя зарплата в столице значительно выше, чем в других областях, а на 4-м месте — акцизы (5%). Крупнейшие налогоплательщики столицы -- ОАО «Белтрансгаз», ИП «Лукойл-Белоруссия», РУП «Минск Кристалл», «Белорусская железная дорога», ОАО «МАЗ», ГПО «Белэнерго», ИП «Велком», ООО «Табак-инвест», ЗАО «Минский завод виноградных вин», РУП «Минскэнерго», которыми в совокупности обеспечено свыше 36% консолидированных доходов города. Впрочем, главными плательщиками налогов во всех регионах страны по-прежнему остаются юридические лица.

 

В 2011 г. от минских предпринимателей в казну поступило налогов на сумму 341,9 млрд. Br — на 110,6 млрд. больше, чем в 2010-м. При этом основную долю составляют поступления налога при упрощенной системе налогообложения — 133,1 млрд. Br и НДС — 104,1 млрд. Br, в т.ч. взимаемого при ввозе товаров в РБ из РФ и Казахстана — 64,7 млрд. Br. Сумма единого налога составила 71,6 млрд. Br.

 

При такой структуре формирования налоговой части доходов вероятность кардинальных перемен, на которых настаивают иные эксперты, маловероятна. Дело не только в том, что, как утверждает нобелевский лауреат Пол Кругман, экономический кризис — не лучшее время для структурных реформ. Сегодня не только субъекты хозяйствования, но и государства во всем мире испытывают серьезную нехватку средств для выполнения социальных обязательств, а также роста, необходимого для выхода из кризиса и погашения долгов. Потому во многих странах властям приходится идти на непопулярные меры по повышению налогов. Например, в США планируется увеличить ставку подоходного налога до 30% для американцев, чей доход превышает 1 млн. USD в год, а на дивиденды — до 35%, во Франции вводится налог на финансовые транзакции (известный как налог Тобина).

 

Правительство России всерьез обсуждает проект увеличения НДС с нынешних 18% до 20%, а быть может и до 22%, введение прогрессивной шкалы подоходного налога, возврат ставки страховых взносов в 34% с перенесением части нагрузки (4%) на работников, повышение акцизов на алкоголь и табак. На это толкает необходимость изыскать источники для финансирования щедрых предвыборных обещаний В.Путина. Правда, в Минфине и Минэкономразивития РФ не одобряют эти меры, сулящие немалые проблемы российскому бизнесу. Однако пока неясно, удастся ли нашим соседям найти вместо увеличения налогов иные источники пополнения бюджета. Соответственно, трудно судить и о том, как далеко зайдет унификация условий ведения бизнеса в Едином экономическом пространстве.

 

Александра АРТЕМОВА