$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ:©

06.11.2015

официальный вариант

На III Кастрычницком экономическом форуме представители государства презентовали «дорожную карту» структурных реформ, которая легла в основу действий властей в текущем году и призвана сформировать долгосрочную повестку структурной трансформации на будущее.

Выступая на форуме, первый заместитель министра экономики Александр Заборовский назвал фундаментом экономического развития страны макроэкономическую сбалансированность. Правда, это «необходимое, но не достаточное условие».

Главным результатом экономической политики 2015 г., базирующейся уже на «дорожной карте», стало то, что впервые за 10 лет Беларусь улучшила показатели по текущему счету: дефицит составил 1,3% ВВП. Такой дефицит и по нашей оценке, и по оценке экспертов МВФ позволяет нормально финансироваться на бездолговой основе. Второй результат – рост доверия к экономической политике властей. «Как бы ее ни оценивали местные эксперты, объективный оценщик – мировой рынок капитала. Премии к суверенным бондам Беларуси сократились до минимального за год уровня по сравнению с другими развивающимися рынками, – отметил замминистра. – Наши евробонды с февраля выросли в цене в 2 раза больше, чем бумаги России. Спрэд доходности долларовых облигаций с погашением в январе 2018 г. по отношению к долговому индексу развивающихся стран JP Morgan сократился до 11-месячного минимума».

Ключевые параметры макроэкономического прогноза на 2016 г., одобренные правительством, включают уровень инфляции не более 12%, дефицит счета текущих операций – до 3% ВВП, приток прямых иностранных инвестиций на чистой основе – до 2,5% ВВП, что обеспечит в целом бездолговое финансирование дефицита счета текущих операций. По мнению представителя Минэкономики, наряду с антиинфляционной программой и уверенной денежно-кредитной и валютной политикой Нацбанка это внесет ключевой вклад в поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности.

Важное место в «дорожной карте» занимает формирование эффективных финансовых рынков. Власти намерены постепенно устранить дисбалансы, чтобы улучшить распределение капитала. Планируется сократить директивное кредитование по нерыночным ставкам и, одновременно, расширить выдачу заимствований на коммерческих принципах. Обещается навести «идеальный порядок с администрированием и последовательным сокращением нерыночных кредитов», что позволит увеличить ликвидность и снижать ставки на кредитном рынке. В то же время все новые кредиты Банка развития с 2016 г. будут выделять только по конкурсу на единых условиях для субъектов хозяйствования всех форм собственности. В очередной раз прозвучало обещание перехода от директивного планирования к индикативному.

Гораздо скромнее планы властей относительно трансформации госсектора. Его доля в экономике Беларуси, по словам А.Заборовского, сегодня составляет не 70–80%, а гораздо меньше. Не менее половины добавленной стоимости в стране производят субъекты хозяйствования с долей государства свыше 50%, а если убрать металлургию, калийные удобрения и нефтепереработку, т.е. сугубо сырьевые, рентные отрасли, работающие эффективно и имеющие особую специфику, – то вообще около 37%. К 2020 г. ожидается, что этот вклад сократится до 1/4. При этом предлагается «многомерная последовательная стратегия», которая включает сокращение господдержки и оказание ее на конкурсной основе, установление рыночной дисциплины и жестких бюджетных ограничений, реструктуризацию госкомпаний и отказ от убыточных видов деятельности. Реструктуризация и «управляемое банкротство должны стать реальностью уже в следующем году. Проекты соответствующих документов подготовлены. «Все эти меры системно создают условия для межсекторального перетока ресурсов из государственного в частный сектор, в т.ч. в малый и средний бизнес, из сокращающихся секторов экономики в растущие», – заверил А.Заборовский.

Решать проблемы рынка труда власти намерены путем создания условий для увеличения числа рабочих мест в частном секторе. Для этого предполагается улучшить инвестиционный климат, снизить регулятивную и налоговую нагрузку, обеспечить безусловные гарантии прав частной собственности. Одновременно будет оказываться содействие динамичному развитию рынка труда для повышения эффективности распределения трудовых ресурсов и укрепления системы соцзащиты. Ключевая новация здесь – переход к проактивной политике. Защищать будут не собственно рабочие места, а возможности людей зарабатывать, в т.ч. на новых рабочих местах. «Сегодня важно понимать: рынок труда в Беларуси не будет профицитным, – предупредил замминистра. – За пять лет численность занятого населения сократится на 225 тысяч человек. Значит, ежегодно на рынок страны приходит меньше трудовых ресурсов, чем его покидает... Для роста эффективности рынка труда есть два приоритета – обеспечение мобильности рабочей силы и поддержка тех, кто временно работу потерял».

Формирование эффективных рынков и товаров и финансовых услуг будет обеспечивать «весь спектр институциональных секторальных реформ», особенно в сферах инфраструктурных монополий – энергетике, ЖКХ. Здесь особое внимание власти намерены уделять развитию «мощной антимонопольной службы», поддержке конкуренции, либерализации ценообразования.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА