Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
23.10.2007 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Структурная перестройка и модернизация

Новые вызовы требуют современных решений

Темпы роста инвестиций из месяца в месяц снижаются, что отнюдь не радует правительство. В этой ситуации вопрос привлечения иностранных инвестиций приобретает особую актуальность. Об этом заявила заместитель министра экономики Татьяна Старченко, выступая на VIII Международной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития».

По словам замминистра, основной задачей сегодняшнего дня является системная структурная перестройка и модернизация производственного потенциала, что невозможно осуществить в одночасье и без серьезных вложений. Выступая перед учеными, Т.Старченко напомнила, что экономическая политика в этом году определяется двумя важными факторами — минимизация последствий роста цен на энергоносители и необходимость выполнять российско-белорусское Соглашение о развитии торгово-экономических отношений. Оба эти фактора внесли свой вклад в формирование отрицательного внешнеторгового сальдо. По итогам года оно может составить 2 млрд. USD (1,3 млрд. USD в январе-августе). По словам Т.Старченко, наряду с оптимизацией внешней торговли решать проблему «минуса» в платежном балансе планируется за счет привлечения иностранных инвестиций и заимствования на внешних рынках, что даст приток валюты в страну.

Что касается Соглашения, то несмотря на дискуссионность, по словам замминистра, многих его требований, выполнять приходится, поскольку заложенные там нормы соответствуют принципам ВТО. Самая большая проблема, утверждает Т.Старченко, снять реальный сектор с «иглы государственной поддержки». Напомним, что в документе содержится требование привести в соответствие с нормами ВТО системы госсубсидирования. Судя по ее словам, правительство пока не решило, как организовать работу экономики, чтобы реальный сектор «безболезненно справился с проблемой роста энергозатрат без государственной помощи».

Замминистра утверждает, что новые реалии 2007 г. вынудили правительство «принять серьезный комплекс мер государственного регулирования». Пришлось перераспределить энергетическую нагрузку, установив для самых энергоемких льготные тарифы на газ. Речь идет о предприятиях химической отрасли, торфяной промышленности и цементных заводах.

Однако самые главные документы, которые являются гарантом обеспечения энергетической безопасности в новых условиях, — Директива Президента № 3 и мероприятия по ее реализации. По словам Т.Старченко, в планах не только использование «оправдавших себя наших традиционных подходов по ужесточению контроля за расходованием энергоресурсов, их лимитирование и др.», но и новые, «более соответствующие современным взглядам». В планах правительства — «активизация мер для развития диалога между Республикой Беларусь и ЕС» для рассмотрения конкретных совместных проектов.

Если обратиться к документам, о которых говорила замминистра, то новых элементов в практике отечественного госрегулирования там совсем немного. Планируется, к примеру, взять курс на сокращение перекрестного субсидирования, предполагается, что правительство будет продавать убыточные государственные предприятия как имущественные комплексы. Проект нормативного документа, регулирующего вопрос продажи, должен быть подготовлен до 1 декабря этого года.

Вроде бы радикальное, здравое и даже где-то новое предложение. Однако три года назад уже продавались как имущественные комплексы колхозы и совхозы. Частники, получив предложение, «от которого они не смогли отказаться», как люди деловые и предприимчивые, постарались извлечь из этого пользу, однако при этом им пришлось отвлечь на ранее далекое им сельское хозяйство большие силы и средства, а оно так и не стало пока рентабельным. Исходя из этого опыта можно сказать, что рыночная в общем-то мера — продажа нерентабельных производств — может не принести ожидаемого эффекта, если не будет сопровождаться либеральными условиями хозяйствования, если сделка не окажется обремененной невыполнимыми условиями.

Все остальные меры госрегулирования, в общем-то, находятся в привычном для отечественной экономики административном коридоре: ужесточение, нормирование, установление показателей. В то же время сказанное замминистра давало основания думать, что на вызовы времени в виде растущих цен на энергоносители и перехода на принципы ВТО в торговле с Россией необходимо отвечать новыми методами госрегулирования. Судя по всему, пока их в арсенале нашего правительства нет.

Т.Старченко попеняла белорусским ученым, что они не обеспечивают госорганы необходимыми проработками по имеющимся проблемам, и посоветовала при подготовке предложений ориентироваться не только на европейский опыт, но и на восточные, «активно развивающиеся государства». Замминистра, к сожалению, не услышала «алаверды» белорусских ученых в лице заместителя председателя президиума НАН, академика Владимира Гусакова. Он напомнил о том, что «одни люди ругают науку, другие — хвалят, и только мудрые используют ее достижения».

Валентина ВЕШТОРТ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by