$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

СТРОЙСБЕРЕЖЕНИЯ ЖДУТ ЗАКОНА

08.07.2011

Для того чтобы снизить нагрузку на госбюджет, правительство ищет альтернативные источники финансирования жилищного строительства. Однако рассмотрение в Палате представителей законопроекта «О системе жилищных строительных сбережений», призванного помочь людям, стоящим на квартирном учете, откладывается.

Льготное кредитование в Беларуси сохранится, но его объемы сократятся, заявил Президент во время посещения комплекса жилой застройки района «Восточный» в Минске. Правительству поручено в течение полугода разработать новую систему льготного кредитования населения, определив в ней те категории граждан, которым будет положена такая господдержка. «Бесплатно жилье мы строить не сможем, потому что при нынешней инфляции, которая все съедает за 20 лет, человек фактически бесплатно получает квартиру. Поэтому бесплатного жилья в таком объеме, как это было вчера, не будет. Не потому, что здесь проблемы, сложности и т.д. Мы слишком увлеклись, и фактически многие люди не думают о том, что они сами должны строить дом, квартиру и заботиться о своей семье. Об этом голова должна болеть прежде всего у человека, а потом уже — поддержка, помощь и т.д.», — сказал Александр Лукашенко.

КСТАТИ, в антикризисным плане правительства, утвержденном постановлением Совмина от 25.05.2011 № 662 «О дополнительных мерах экономического регулирования и социальной защиты населения», предусмотрено уточнение объемов ввода и финансирования в 2011 г. жилищного строительства в объемах, обеспеченных неэмиссионными источниками, и с учетом сформированных в областях и Минске коллективов застройщиков.

Полтора года назад в Палате представителей прошли парламентские слушания, посвященные вопросам развития законодательства в сфере жилищного кредитования населения. Депутаты пытались разобраться, почему, например, не работает Закон от 20.06.2008 № 345-З «Об ипотеке», призванный облегчить процедуру получения населением кредитов под залог недвижимости.

Многие выступавшие обращали тогда внимание на то, что государство одновременно с господдержкой состоящих на квартирном учете граждан должно более активно привлекать средства самих застройщиков. Пора серьезно проанализировать, кто именно получает господдержку, действительно ли помощь оказывают только тем, кто в ней на самом деле нуждается. Одно дело — многодетные семьи, инвалиды, малоимущие, иные граждане, нуждающиеся в социальной защите, и другое — семья, в которой работают несколько человек. Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Галина Полянская отметила, что необходимо переориентировать людей на такие механизмы, как ипотека, системы жилищных строительных сбережений (ЖСС), социального и арендного жилья. Особые надежды парламентарии возлагали на закон о жилищных стройсбережениях.

О НЕОБХОДИМОСТИ создания в стране системы ЖСС речь идет уже более 15 лет. За это время появились и были отвергнуты несколько вариантов законопроекта. Один из них правительство даже пыталось направить «для ознакомления» в парламент, но депутаты раскритиковали его за обилие отсылочных норм и потребовали доработки.

Наконец в январе этого года Совмин внес в Палату представителей законопроект «О системе жилищных строительных сбережений». В соответствии с ним главными участниками системы ЖСС станут граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, уполномоченные банки и государство. Предполагается, что система будет работать следующим образом. Состоящий на квартирном учете гражданин заключает с уполномоченным банком договор о жилищных строительных сбережениях, открывает спецсчет, становится вкладчиком и затем постепенно вносит на счет определенную сумму в белорусских рублях. Обсуждалась также идея накопления средств в иностранной валюте, но в итоге разработчики от нее отказались.

В чем привлекательность такой системы? Государство ежемесячно в период накопления начисляет вкладчику премию из расчета 3,5% годовых. Правда, с оговоркой, что этот человек будет состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до окончания накопительного периода. Если это условие не выполняется, то жилищная премия не начисляется, а ранее накопленная — возвращается вместе с начисленными процентами в соответствующие бюджеты.

Когда на счету соберется необходимая сумма и вкладчик выполнит все условия договора предварительного накопления, срок которого может составлять от 18 месяцев до 10 лет, банк выдаст кредит на строительство (реконструкцию) жилья по более низкой ставке, чем по кредитам, предоставляемым на эти цели на общих основаниях.

Много споров при подготовке законопроекта возникло по соотношению сумм кредита и накоплений. В итоге было решено установить его 1 к 3 (с учетом жилищной премии и капитализированных процентов).

Первоначально в законопроект предполагалось включить правила об условиях привлечения денежных средств в систему ЖСС и предоставления кредита, но позже от этой идеи отказались. По мнению разработчиков, каждый из уполномоченных банков сможет принять свой внутренний документ, устанавливающий, среди прочего, ставку по кредитам и размер кредитуемой части стоимости строительства. Это должно способствовать конкуренции между банками: вкладчик пойдет туда, где предложат лучшие условия. Но основные положения системы ЖСС, определенные законом, будут общими для всех уполномоченных банков.

Поскольку желающих переселиться в Минск, где строительство будет сокращаться, сегодня очень много, а государство заинтересовано в развитии регионов, то законопроект содержит ряд ограничений. Так, минчанин может строить жилье по системе ЖСС в любом населенном пункте Беларуси, для жителя областного центра «закрыта» столица, а для всех остальных граждан — еще и областные центры. Зато за собственные деньги жилье можно купить в любом регионе страны без ограничений.

Как отмечали депутаты, строительство жилья таким способом будет доступно очередникам, которые имеют неплохие доходы и не могут претендовать на получение льготного кредита.

Обоснование законопроекта, находящегося сегодня в Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, содержит расчеты функционирования системы ЖСС. Исходные данные: средний срок накопительного периода — 7 лет, процентная ставка на вклад — 11% годовых, ежемесячный взнос на спецсчет ЖСС — 617,5 тыс. Br. В этом случае жилищная премия государства, ежемесячно начисляемая из расчета 3,5% годовых от суммы, накопленной вкладчиком на своем счете, с учетом капитализированных процентов и жилищной премии за предыдущие периоды, за весь период накопления составит 8 975,5 тыс. Br, в т.ч. за первый год — 123,8 тыс.; второй — 420,3 тыс.; третий — 762,7 тыс.; четвертый — 1 158,3 тыс.; пятый — 1 615,2 тыс.; шестой — 2 142,9 тыс. и седьмой год — 2 752,4 тыс. Br. Подсчитаны по годам и необходимые суммы бюджетного финансирования.

ПРАВДА, законопроект внесен в Палату представителей в январе, когда ситуация в экономике и цены на стройматериалы были совсем другими. Сегодня денежные накопления в отечественной валюте съедает инфляция, темпы строительства жилья существенно снизились, стоимость квадратного метра непрерывно растет. Например, если еще в мае в Минске можно было построить жилье по 3–4,2 млн. Br за м2, то сегодня отдельные застройщики просят уже 10–11 млн. Если соответственно «проиндексировать» ежемесячный взнос ЖСС, то для большинства он окажется неподъемным, а чтобы система сохранилась, нужно существенно увеличить сумму господдержки. Между тем, по оценкам зарубежных специалистов, четкое функционирование системы стройсбережений возможно при инфляции не более 9–10%.

Депутаты и ранее обращали внимание на то, что ситуация на рынке жилья после принятия и вступления в силу закона о ЖСС изменится не сразу. Например, Александр Чикилев в интервью «ЭГ» отмечал: только на «раскачку» общественного мнения потребуется никак не менее двух лет. Понадобится время для того, чтобы люди поверили в эту систему, а затем еще несколько лет уйдет на ее апробацию.

Но, как видим, пока что нет даже ясности с принятием самого закона. По крайней мере его рассмотрение в первом чтении состоится не ранее октября, когда начнет работу осенняя сессия Палаты представителей.

Анна РАДЮК