Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Проекты
09.09.2003
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Строительство: депутаты намерены снять барьеры

В комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации готовится ко второму чтению проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об основах архитектурной, градостроительной деятельности в Республике Беларусь"...

В комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации готовится ко второму чтению проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об основах архитектурной, градостроительной деятельности в Республике Беларусь" (новая редакция). Проект внесен Советом Министров. Почему понадобилась разработка данного документа?

В строительном комплексе страны работает около 10% всего занятого в производстве населения. В то же время многоплановые отношения, складывающиеся в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, на законодательном уровне регулируются далеко не в полной мере. Не обеспечивает эту задачу и ныне действующий Закон "Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь", принятый в 1993г. Причем в строительстве нормотворчество до сих пор осуществляется преимущественно на подзаконном уровне. Поэтому появилась необходимость в создании совершенно нового документа, призванного детально регулировать отношения в данной области. Если в действующем Законе 29 статей, то в представленном законопроекте -- 104.

Документ максимально унифицирован с законодательными актами Российской Федерации. В нем определяются такие важные перспективные направления, как формирование системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства территорий, развитие их социальной, производственной, транспортной и инженерной инфраструктур.

Остановлюсь на отдельных изменениях, которые появятся в правовой базе после принятия законопроекта.

Значительно расширяются права граждан на участие в создании благоприятной среды обитания, в градостроительном планировании развития территорий и в осуществлении общественного контроля в этой области. Устанавливается, что граждане имеют следующие права:

требовать в административном или судебном порядке ограничения, приостановления или прекращения указанных видов деятельности, а также привлечения к ответственности физических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства;

обжаловать в судебном порядке заключения органов государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного личности, имуществу физических и юридических лиц, в связи с нарушением законодательства в данной области.

Уже в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению появились предложения дополнить эти нормы: предусмотреть процедуру административного обжалования, а также возможность возмещения убытков, включая упущенную выгоду.

Есть в законопроекте глава, касающаяся разрешительной документации: устанавливается порядок подготовки согласования и выдачи архитектурно-планировочных заданий. Согласно ст.25 разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается органами государственного строительного надзора при наличии документа, удостоверяющего право на земельный участок, утвержденной проектной документации и иных документов, предусмотренных законодательством.

Учитывая, что сегодня на практике в данном случае необходимо предоставить более 10 документов, депутаты ставят задачу включить в статью конкретный перечень, чтобы чиновник не имел возможности требовать по своему усмотрению каких-то дополнительных бумаг и справок, не предусмотренных законом.

Поступают предложения доработать ст.37 с целью расширить перечень объектов, не подлежащих госэкспертизе. В последнее время она требуется даже для объектов капремонта, запроектированных проектными институтами. В итоге из-за загруженности специалистов даже незначительные проекты находятся на рассмотрении не менее месяца.

В законопроекте записано, что Правила застройки городов и пригородных зон являются нормативными правовыми актами, принимаемыми местными исполнительными и распорядительными органами.

В главе "Подготовка объекта к строительству" вводится норма: при размещении заказов на строительство в тех случаях, когда стоимость объекта превышает установленный законодательством "потолок", в обязательном порядке проводятся торги.

Определены порядок и содержание договора строительного подряда. Специальная статья посвящена обеспечению исполнения обязательств по данному договору и цене объекта строительства. Установлены четкие требования к подрядчику, ответственному производителю работ, заказчику.

Руководитель депутатской группы "Содействие экономическому развитию" Кирилл Холопик считает, что законопроект должен быть дополнен нормами и положениями, которые позволят упорядочить и резко сократить сроки согласования проектной строительной документации.

Депутат не случайно внес такое предложение. Информация, поступающая из строительных организаций, от других субъектов хозяйствования, говорит о том, что в настоящее время сложилась практика, при которой затраты времени на подготовительные работы (выбор площадки, отвод земли, разработка и согласование эскизных решений, разрешение на производство проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации, утверждение проектов, разрешение на строительство и т.д.) нередко в два-три раза превышают время на само строительство. Так, четырехсекционный крупнопанельный жилой дом более чем на 100 квартир возводится за 10 месяцев, а для получения необходимых документов, включая разработку технической документации, требуется иногда два, а то и три года. Почему такое происходит?

Как правило, регламентирующие документы по вопросам строительства принимаются местными органами власти. С целью перестраховки последние порой необоснованно подключают к согласованиям инспектирующие организации -- санитарные службы, органы охраны природы и др. Например, требуют согласования проекта производства работ, который составляется строителями и является внутренним рабочим документом (технологическая карта), с санитарной и пожарной службами, ГАИ и районным архитектором.

С тем, что следует ужесточить сроки выдачи технических условий и сроки оформления отвода земли, согласны многие эксперты. Так, руководство ОАО "Приорбанк" в своем письме в Палату представителей предлагает четко прописать в законе вопросы отвода земельного участка под проектирование, согласование проекта и получения разрешения на строительство. Приведен такой пример: орган по экологии выдает заключение по проекту в течение месяца, столько же может рассматривать его и санэпидстанция, а затем Комитет архитектуры, градостроительства и землеустройства. Госэкспертиза без наличия этих трех заключений также не дает свое согласие. И так далее.

Предлагается в этих целях глубже изучить и внедрить практику реализации программ строительства в г.Москве, где действует принцип "одного окна". Для этого законопроект необходимо дополнить положениями, которые бы способствовали устранению дублирования при подготовке разрешительной документации и помогли, насколько это возможно, исключить многочасовые хождения инвесторов по согласующим организациям.

Предлагается ввести норму, в соответствии с которой порядок и сроки согласования проектной документации устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами, а в том случае, если это не сделано, то записать в законе максимально короткий срок, к примеру 3 дня.

Осенняя сессия Палаты представителей начнется в октябре, время для доработки законопроекта еще есть. Необходимо отдельные положения согласовать с Гражданским кодексом, Кодексом о земле, иными законодательными актами, а некоторые статьи -- дополнить нормами прямого действия, сократив число отсылок к иному законодательству.