$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Недвижимость

Строительные сбережения

20.11.2009
За последние годы существенно изменилась законодательная база в сфере жилищных отношений, приватизации, инвестиционной, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Это способствует росту жилищного строительства, требующего колоссальных экономических ресурсов. Вместе с тем в Беларуси сейчас реально действует лишь система льготного жилищного кредитования для нуждающихся. Она изжила себя. Необходимо развивать систему жилищных строительных сбережений — считает председатель Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Галина ПОЛЯНСКАЯ.

В настоящее время на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Беларуси состоят 701 тыс. граждан. Из года в год их становится все больше. Если в 2004 г. число состоящих на учете увеличилось на 3 тысячи, то в 2007-м — уже на 94,4 тыс. Такими темпами к 2012-2013 гг. к нуждающимся можно будет причислить всех жителей республики. Подобную нагрузку не выдержит ни одно государство, если не разнообразить систему финансирования. Между тем многие хотят решить свой жилищный вопрос, не прилагая к этому усилий, не считают нужным заработать и накопить средства для приобретения жилья, рассчитывая на льготные кредиты или безвозмездные субсидии государства. Иллюзия доступности жилья вне зависимости от финансовой обеспеченности приводит к еще большему увеличению очереди.
В текущем году предусмотрено ввести в эксплуатацию 6 млн. м2 жилья, объем льготного кредитования должен достигнуть рекордных 5 трлн. Br. В 2010 г. планируется построить 8 млн. м2 жилья, а начиная с 2011 г. — 10 млн. м2. Республика занимает ведущее место в СНГ по строительству жилья, однако обеспечить им всех нуждающихся за счет льготных кредитов нереально, да и слишком обременительно для государства. Ведь ежегодно в бюджет закладываются большие суммы компенсаций банкам за льготы по кредитам для нуждающихся, например, в проекте бюджета на 2010 г. — 1,333 трлн. Br.
При таких объемах действующие схемы финансирования жилищного строительства нужно существенно скорректировать. Важно создать механизм государственного поощрения граждан, которые строят жилье за счет собственных и кредитных ресурсов, а также активизировать привлечение частного капитала, чтобы высвободить госсредства.
Принятый в 2008 г. Закон «Об ипотеке» практически не работает не только из-за ограниченности долгосрочных ресурсов, но также из-за отсутствия оптимальных механизмов стимулирования. В обществе не создано положительное отношение к ипотеке и государство не определилось, какой мировой опыт нам подходит больше. Выбрав американскую двухуровневую систему ипотечного кредитования, Беларусь может утратить госконтроль над ипотекой, и, как показывает мировой опыт, ипотечная система без развитого фондового рынка станет подверженной всевозможным рискам при колебаниях финансового рынка. Западноевропейская модель одноуровневой системы ипотечного кредитования устойчивее. Важными признаками такой системы является ограниченность гражданского оборота ипотечных ценных бумаг (25-35% всего объема жилищных кредитов) и развитость системы жилищных строительных сбережений (65-75% всего объема жилищных кредитов).
Ипотека должна сочетаться с системой жилищных строительных сбережений, считает Галина Полянская. Наряду с льготным кредитованием необходим поиск других не менее эффективных технологий привлечения внебюджетных средств в сферу жилищного кредитования. Одно из направлений — одноуровневая система ипотечного кредитования и жилищных стройсбережений.
Для этого требуется принять закон, регулирующий финансовый механизм вложения гражданами собственных и кредитных ресурсов в улучшение своих жилищных условий. Тема эта обсуждалась у нас и ранее. Был даже опыт: АСБ «Беларусбанк» в порядке эксперимента внедрил схему жилищно-накопительных вкладов, но она не получила достаточно широкого распространения из-за высоких процентных ставок по кредитам, отсутствия классического механизма государственных жилищных премий вкладчикам, должного правового регулирования. В результате система оказалась недейственной — ею воспользовались менее 1 тыс. человек. Для примера: в Чехии систему строительных сбережений используют 4,5 млн. из 10 млн. жителей страны.
Минстройархитектуры в настоящее время работает над проектом закона «О системе жилищных строительных сбережений». Однако, по мнению Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, в процессе доработки этот законопроект сильно изменился, стал декларативным и уже не обеспечивает надлежащего регулирования. В нем отсутствует механизм, активно стимулирующий привлечение денежных средств граждан, не предусматривается возможность государственной финансовой поддержки (жилищной премии) участников системы жилищных строительных сбережений. Практически все условия накопления в конечном итоге сводятся к правилам, устанавливаемым банком. Зато в законопроекте значительное место отведено закреплению достаточно сложных, трудно управляемых и неэффективных процедур учета граждан-участников системы и строительства для них жилья.
Комиссия убеждена, что сейчас в Беларуси пора принять действенный закон, регламентирующий процесс накопления денежных средств на спецсчетах граждан. Ведь экономический кризис рано или поздно закончится, и люди начнут вкладывать деньги в жилье. Но на социальную адаптацию законопроекта обычно уходит 2-3 года, еще 5-6 лет необходимо для формирования накоплений. Поэтому первый дом, построенный по системе стройсбережений, появится в Беларуси не раньше, чем через 9 лет. «Если же принять декларативный законопроект, то этого не случится даже через 10 лет», — заявила Г.Полянская.
Выбор использования накопленных средств для улучшения жилищных условий по направлениям, определенным в данном законопроекте, должен быть за гражданами. Важно четко прописать, как будет работать система стройсбережений. Депутат предлагает сделать ее закрытой, чтобы уполномоченный банк сам регулировал процентные ставки для участников. Механизм финансирования должен быть основан на накоплении индивидуальных сбережений для получения займа для приобретения и строительства жилья. Гражданин подписывает договор, делает взносы, банк начисляет ему проценты, а государство — жилищные премии. За 5-7 лет можно накопить на банковских счетах определенную сумму, которая используется в качестве первого взноса. Затем банк дает ипотечный кредит под залог приобретаемой квартиры.
Проблемы жилищного кредитования будут обсуждаться на парламентских слушаниях 25 ноября. В них примут участие представители госорганов, общественных институтов, представителей науки, банков, специалисты из Казахстана, Германии, где эти системы работают успешно. В это же время в фойе Овального зала Минстройархитектуры совместно с Палатой представителей Национального собрания представит выставку проектов по жилищному строительству.