Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стресс-тест для лизинга

Сергей Шиманович

Финансирование в формате лизинга остается доступным, а финансовое положение лизинговых компаний устойчивым во многом благодаря прогрессивной законодательной базе, созданной в последние годы, отмечает директор Ассоциации лизингодателей Беларуси Сергей ШИМАНОВИЧ. В интервью «ЭГ» он рассказал о текущем положении в отрасли и перспективах на 2021 год.

– Сергей Владимирович, как оцениваете конъюнктуру для работы лизинговых компаний в условиях пандемии COVID-19 и роста напряженности на финансовом рынке?

– По итогам 2020 г. экономическая активность в Беларуси замедлилась, и это, конечно, негативный фактор для всех субъектов хозяйствования, включая лизингодателей. Тем не менее условия для работы лизинговых компаний пока остаются достаточно благоприятными.

С одной стороны, реальный сектор экономики сохраняет потребность в финансировании, притом что доступ к банковским кредитам для многих ограничен. С другой – лизинговые компании Беларуси обладают значительными собственными ресурсами и в условиях прогрессивной нормативной базы (а она у нас, по мнению Всемирного банка, вобрала лучшие мировые практики) могут предлагать интересные продукты как для населения, так и для корпоративного сектора.

В целом, на мой взгляд, сектор лизинга демонстрирует достаточно высокую стрессоустойчивость. Пока мы оперируем данными за три квартала 2020 г., цифры за весь год еще анализируем и результаты озвучим позже. Так вот, по итогам трех кварталов объем нового бизнеса, отражающий совокупную стоимость переданных предметов лизинга, составил 2 млрд руб., или 74,27% к совокупному значению предыдущего года. То есть показатели сопоставимы с аналогичным периодом докризисного 2019 г.

Если же смотреть отдельно по предметам лизинга, то, например, общая стоимость переданных в лизинг машин и оборудования за три квартала 2020 г. уже превысила аналогичный показатель всего 2019 г. Это свидетельствует об устойчивом спросе со стороны предприятий реального сектора, нацеленных на обновление основных средств.

Стабильным остается финансовое положение лизингодателей. Доля просроченной задолженности на 01.10.2020 составила 3,4%, что остается в пределах безопасных значений.

– Белстат зафиксировал обвал инвестиций в основной капитал в IV квартале 2020 г. на 12,7% к аналогичному периоду 2019 г. При этом по 2020 г. затраты на приобретение машин, оборудования и транспортных средств оказались в лидерах падения. Не ухудшит ли это статистику лизингодателей и каковы ваши прогнозы на текущий год?

– Инвестиции в основной капитал привлекаются из различных источников: собственные средства организаций, бюджет, кредиты банков, лизинг и проч. И то, что падают общие объемы инвестиций, еще не значит, что сокращаются поступления от лизингодателей. Скорее всего, мы увидим увеличение доли лизинга как источника финансирования по причинам его конкурентных преимуществ. Впрочем, не будем забегать вперед. Повторюсь, годовая статистика и оценка для рынка лизинга будет озвучена несколько позже.

Что же касается прогнозов, то они, как известно, дело неблагодарное. Лизингодатели не работают в отрыве от экономики, они ее обслуживают, а итоги нашего бизнеса – это скорее индикатор деловой активности в целом по стране. Понятно, что дальнейшие показатели отрасли будут зависеть от способности и желания предприятий обновлять основные фонды.

– В прошлом году мы наблюдали замедление потребительского лизинга на фоне устойчивого спроса на инвестиционный. Пожалуйста, прокомментируйте такую динамику.

– Продукты потребительского лизинга призваны удовлетворять потребности физических лиц. Если в экономике кризисные явления, падает платежеспособность граждан, уменьшается уверенность в возможности обслуживать долг в течение ближайших нескольких лет, то и спрос со стороны населения на лизинговые продукты снижается.

С другой стороны, мы не говорим о сжатии потребительского лизинга. Скорее его удельный вес в общем портфеле в сравнении с инвестиционным лизингом пришел в состояние равновесия. Рынок насытился, и мы не видим предпосылок для каких-то серьезных колебаний вверх или вниз.

– Совокупный объем лизингового портфеля по итогам трех кварталов 2020 г. вырос на 23% к началу года, хотя одновременно на четверть меньше стало действующих договоров лизинга. С чем связано увеличение средней стоимости договоров?

– Где-то сказались инфляционно-­девальвационные процессы на фоне привязки части договоров к валютному эквиваленту. Однако не только это выступило драйвером увеличения средней цены договора. Подобную тенденцию мы наблюдали и в прежние годы. Она была связана преимущественно с изменением структуры предметов лизинга. Появились интересные лизинговые продукты на дорогостоящие товары, например, автомобили, что в значительной степени и повлекло рост среднего чека.

– Как вы оцениваете достаточно низкую долю возвратного лизинга в портфеле (менее 5%)? Почему слаб спрос на этот продукт?

– Я позитивно оцениваю такие цифры. Ведь что такое возвратный лизинг – это аналог кредитования на пополнение оборотных средств предприятия (лизингополучатель продает свое имущество лизинговой компании, чтобы затем взять его в лизинг. – Прим. ред.). Если заметно растет спрос на возвратный лизинг, значит, не все ладно в датском королевстве, не хватает оборотки на выплату зарплат, закупку материалов и другие цели по текущей деятельности. Мы подобное наблюдали в 2008–2011 гг.

При этом нельзя говорить о некоем равновесном значении возвратного лизинга в общем портфеле, как в случае с потребительским лизингом. И если мы не видим роста возвратного лизинга, значит, кризисные явления 2020 г. не подкосили реальный сектор настолько, чтобы усилилась потребность в пополнении оборотных средств.

– Если рынок вернется в режим дорогих денег, как это может сказаться на секторе лизинга?

– Если стоимость продуктов увеличивается, то возможность приобрести их уменьшается. Соответственно, спрос на лизинг в условиях удорожания денег может сократиться. Гипотетически лизингополучатели могут сохранить спрос на подорожавшие продукты на прежнем уровне, если увеличат свои доходы. Но для такого сценария экономика должна расти, а не стагнировать.

– Остается ли внешнее фондирование доступным для белорусских лизинговых компаний?

– Основной поток иностранного капитала поступает на рынок от зарубежных учредителей. Например, в Беларуси есть лизинговые компании с российским, австрийским, балтийским капиталом. В нашем секторе сокращение внешнего фондирования может произойти только по причине сворачивания программ лизинга. Но если лизинговые компании имеют хорошие показатели прибыльности, зачем сворачивать бизнес?

Большинство лизингодателей с иностранным капиталом работают в стране более 10 лет. Для них это уже не первый кризис, и прежде они не снижали объем инвестиций, поэтому я пока не вижу предпосылок для вывода капитала. Да и сделать это быстро весьма проблематично. Лизинг связан с долгоиграющими инвестициями. Если, например, лизинговый договор недавно заключен на 5 лет, то как ты выведешь эти средства? Локомотив, который идет на полном ходу, невозможно мгновенно остановить.

Будут ли лизингодатели, в т.ч. с иностранным уставным капиталом, в дальнейшем расширять или сужать свои портфели – это другой вопрос. Здесь принятие решений за учредителями в каждой отдельной компании.

 

Доходность корпоративных облигаций под 30% годовых в рублях и до 10,5% в валюте
 

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by