$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Стрельба в TIRe©

06.08.2013

Федеральная таможенная служба (ФТС) России заявила о том, что с 14 августа приостанавливает на своей территории процедуры таможенного транзита с использованием книжек международных дорожных перевозок (МДП — Carnet TIR). От перевозчиков и владельцев грузов требуют предоставить финансовое обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов, обещают применить таможенное сопровождение и устанавливать маршруты движения транспортных средств. Что сулит это белорусским перевозчикам?

Как следует из официального сообщения ФТС, к подобному шагу ее подтолкнуло невыполнение обязательств по уплате таможенных платежей российской Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). По состоянию на 1.07.2013 г. нарушение процедур МДП привело к образованию задолженности перед федеральным бюджетом в размере более 20 млрд. RUB (около 0,61 млрд. USD), что составило 41% от общей суммы задолженности участников ВЭД перед таможенными органами. При этом, несмотря на предпринимаемые ФТС меры, пока не удалось прекратить рост неплатежей.

Напомним, в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, подписавшие ее 68 стран (включая Россию) используют упрощенную процедуру транзита и обеспечения гарантий. При пересечении границы обладателям МДП не надо проходить досмотр и вносить таможенные платежи. В стране отправления груз пломбируется и в дальнейшем пересекает границы по упрощенным таможенным процедурам. Гарантом уплаты таможенных платежей выступает национальное объединение, авторизованное Международным союзом автомобильного транспорта, в России — АСМАП.

Теперь при каждой перевозке товаров в/через Россию будут применяться меры соблюдения таможенного транзита, предусмотренные п. 1 ст. 217 Таможенного кодекса ТС: таможенное сопровождение, установление маршрута перевозки товаров, а также обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов. При этом ФТС уточняет, что решения о применении таможенного сопровождения относятся исключительно к компетенции таможенных органов, а устанавливать маршрут перевозки будут в качестве дополнительной меры, руководствуясь системой управления рисками.

Обеспечить уплату таможенных пошлин и налогов можно будет любым из способов, предусмотренных таможенным законодательством ТС: денежными средствами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества. Право выбора обеспечения предоставлено декларанту таможенной процедуры транзита. Рассчитаться с госбюджетом может и иное лицо, если оно вправе владеть, пользоваться или распоряжаться перевозимыми товарами (например, импортер). Порядок соответствующих процедур определен ст.ст. 140, 141, 145 и 146 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Чтобы исключить случаи простоя транспортных средств в пунктах пропуска, ФТС рекомендует предоставлять обеспечение заблаговременно, еще до ввоза товаров.

Для участников рынка это означает одно — рост издержек. В частности, компаниям придется оформлять сертификат обеспечения уплаты таможенных платежей, а его оригинал доставлять на границу, — приводят российские «Ведомости» мнение советника международной консалтинговой фирмы DLA Piper Марины Лякишевой. Альтернативой может стать договор поручительства с ФТС, но это тоже дополнительные расходы.

С учетом членства Беларуси в ЕЭП, а также активного обслуживания белорусскими транспортными компаниями российских внешнеторговых товаропотоков, решение ФТС затрагивает и наши интересы. Правда, пока заинтересованные ведомства не спешат с официальными оценками. Беглый комментарий «ЭГ» удалось получить лишь в Минтрансе. По мнению его представителей, в нововведениях ничего критического для белорусских перевозчиков нет.

Однако те, похоже, не на шутку встревожены. «Узнав о решении ФТС, я поначалу не могла всерьез в него поверить, — призналась и.о. директора крупной транспортной компании СП ООО «РАЙЗИНГ» Екатерина Босякова. — Ведь оно противоречит международной конвенции МДП и Таможенному кодексу ТС». Процедуры МДП призваны не только обеспечить контроль и гарантии уплаты таможенных платежей и налогов, но и упростить таможенные формальности, как для перевозчиков, так и для таможенников. В последнее время страны — члены ЕЭП стремились снизить затраты через упрощение и ускорение перевозки грузов. Новые правила ФТС не просто отбросят условия ведения этого вида бизнеса на несколько лет назад, но даже могут привести к кризису в области международных автомобильных перевозок, считает Е.Босякова. Она ожидает скопления транспорта на границе с РФ, увеличения количества простоев и роста издержек перевозчиков на альтернативные меры таможенного транзита.

Добавим, пострадает и имидж России как субъекта международных отношений. Меняя правила игры, ФТС почему-то не провела консультации с остальными странами, как то предполагает конвенция, не уведомила о своих намерениях Международный союз автомобильного транспорта, который уполномочен ООН следить за эффективностью системы Carnet TIR, и даже не удосужилась оформить свое решение в виде нормативного правового акта.

Не учитывалось, похоже, и мнение партнеров по ЕЭП, хотя это напрямую связано с условиями работы в общем таможенном пространстве. Видимо, желание срочно подлатать дыры в федеральном бюджете не позволяет задуматься об интересах стран-партнеров, и тем более — их отдельных компаний.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях