$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

СТРАТЕГИЯ ДОБРОТЫ

12.08.2011

В Беларуси нужно создать Национальный общественный совет из представителей корпораций-доноров и общественных объединений (фондов) для совершенствования правовой базы в области благотворительности. Такое мнение высказала директор международного благотворительного фонда помощи детям «Шанс» (Минск) Н.Маханько в ходе пресс-конференции, посвященной развитию корпоративной социальной ответственности в нашей стране.

По мнению главы фонда, стратегия развития корпоративной благотворительности должна быть направлена на формирование устойчиво работающего сектора благотворительных организаций, который со временем мог бы взять на себя часть социальных функций государства. Сообщество инфраструктурных общественных объединений и фондов наравне с инвесторами в социальную сферу призвано стать центром, генерирующим идеологию благотворительности и консолидирующим усилия всех ее участников.

Для этого в ближайшее время должны быть решены задачи обновления законодательства, регулирующего благотворительность, введение налоговых льгот и других привилегий, способствующих расширению благотворительной активности.

Пока же главным достижением в нашей стране является готовность граждан помогать друг другу, считает Н.Маханько. «Есть ответственные негосударственные организации (НГО), готовые взять на себя реализацию корпоративных благотворительных программ — обеспечить администрирование, представление отчетов, мониторинг эффективности использованных средств, непрерывность и устойчивость процесса. Фонды и некоммерческие организации не только получают и распределяют пожертвования, но и помогают бизнесу развивать свои корпоративные программы. Обеспечивая прозрачность, они стимулируют бизнес работать с НГО на постоянной основе. Из 400 организаций, с которыми мы сотрудничаем, половина оказывает помощь на постоянной основе», — рассказала директор фонда.

Опытом организации корпоративной благотворительности поделился начальник отдела по корпоративным связям ИП «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани» (БАТ) Сергей БУРЫЙ. Компания, которая уже почти 16 лет присутствует на белорусском рынке, избрала здесь для себя три направления: культура и искусство, помощь социально незащищенным слоям, развитие местных сообществ (экология). Летом 2008 г. стартовала программа благотворительности сотрудников компании «Не быть равнодушным», в рамках которой ее участники перечисляют часть зарплаты на благотворительные цели. Для этого достаточно написать заявление, после которого из зарплаты работника удерживается соответствующая сумма. Она удваивается за счет самой компании и перечисляется по назначению. «Чтобы такая культура появилась, нужно работать с персоналом, тратить ресурсы и время, только тогда сотрудники становятся лояльны к инициативам социальных инвестиций и чувствуют необходимость в них», — сказал С.Бурый. Суммы, собираемые сотрудниками БАТ, направляются больным детям, сиротам, социально незащищенным семьям, животным. На информационной доске размещаются фото и информация о семьях, над которыми шефствуют сотрудники компании.

«Любой бизнес, в т.ч. такой противоречивый, к которому я принадлежу, может существовать (получать прибыль) в обществе до тех пор, пока общество согласно с тем, что он существует. Это значит, что бизнес должен отвечать ожиданиям общества, соизмеряя их с получаемой коммерческой выгодой, — поясняет С.Бурый. — Важно, чтобы сотрудники чувствовали, что работают не просто в компании, а в компании, которая осознает ответственность перед обществом. У нас есть приоритеты, которыми мы руководствуемся при выборе направлений социальных инвестиций. Хорошо, что в Беларуси открываются новые фонды — они призваны помогать предприятиям, которые делают первые шаги в этом направлении, выбирать точки приложения инвестиций».

Коммерческие организации, накопившие опыт социальных инвестиций, все чаще решают передавать управление благотворительными акциями на аутсорсинг инфраструктурным некоммерческим организациям или фондам, отмечают участники пресс-конференции. При этом сама компания избавляется от необходимости тратить время и отвлекать собственных работников на организацию таких мероприятий, сокращаются издержки, повышается качество оказываемых услуг. В числе обязательств, принимаемых партнерской НГО, — освещение реализации программы в СМИ, ведение мониторинга и оценка эффективности программы корпоративной благотворительности.

Правовое поле для деятельности сектора благотворительных организаций в нашей стране пока оставляет желать лучшего.

Заметим, только предприятий малого и среднего бизнеса в республике около 87 тысяч. Так что доля компаний, охваченных стремлением помочь ближним, судя по кругу партнеров фонда «Идея», не столь уж велика. Это и неудивительно — белорусское законодательство не слишком благосклонно относится к благотворительности. Указ от 1.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», ограничивший цели благотворительной помощи и установивший достаточно обременительную бюрократическую процедуру ее оформления, является серьезным препятствием для корпоративной благотворительности. К тому же ст. 23.84 КоАП грозит немалыми штрафами за малейшее нарушение требований Указа и принятых в его исполнение нормативных актов. Поэтому отмена Указа № 300 уже в III квартале т.г. значится в числе мероприятий по реализации положений Директивы № 4 — «в целях расширения благотворительной деятельности». Правда, при этом предполагается сохранение (при необходимости) регулирования со стороны Совмина РБ в отношении госорганизаций в случае безвозмездной передачи ими имущества иным лицам в виде благотворительной помощи.

Между тем в Указе № 300 есть весьма важная норма — она запрещает требовать предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи и грозит должностным лицам за подобные действия с использованием своих служебных полномочий привлечением к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности, а в случае наличия у таких лиц корыстной или иной личной заинтересованности либо причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам — уголовной ответственностью. Впрочем, это не останавливает чиновников. Предложения «помочь» в проведении тех или иных мероприятий, вступить в некие общественные организации с уплатой членских взносов и т.п., формально «требованием» не является. Доказать личный интерес, чтобы привлечь чиновника по ст. 424 УК, здесь крайне трудно, а идти на открытый конфликт с властями — себе дороже. Так что добровольно-принудительные расходы, инициированные местными властями, продолжают процветать. Еще проще с госпредприятиями: у них выбора вообще нет: прикажут свыше — отдадут, перечислят и т.п. Между тем вред от подобной «филантропии» немалый. Подмена искренней помощи бюрократическим произволом извращает саму идею благотворительности, а перекладывание на предприятия социальных и общественных функций государства дискредитирует власть. Кроме того, «благотворительный рэкет» лишает предприятия прибыли, принуждая их к плохому корпоративному управлению. Такая «благотворительность» является, прежде всего, инструментом поддержания лояльности к властям, во вторую очередь служит реализации базовых аспектов корпоративного управления — развитию и мотивации персонала, повышению лояльности к бизнесу со стороны населения и т.п. и лишь в третью — общественному благу. Поэтому нередко корпоративная стратегия в области благотворительности нацелена скорее на PR-эффект, чем на искреннюю помощь ближним.

Усиление социальной значимости корпоративных благотворительных программ возможно, если прагматические цели бизнеса будут дополняться более высокими целями. Одна из них — формирование благоприятной среды для ведения бизнеса в целом. Например, совершенствование медицинского обслуживания и образования, борьба с пьянством и наркоманией ведут к улучшению качества трудовых ресурсов. Развитие детских дошкольных учреждений освобождает молодых и активных женщин для трудовой занятости. Повышение прозрачности госуправления, снижение коррупции, развитие судебной системы и независимых СМИ значительно уменьшают риски и издержки ведения бизнеса, улучшают инвестклимат в стране. Так мотивы корпоративной благотворительности сближаются с общественными интересами. Но такая мотивация требует долгосрочных, системных и эффективных программ, стратегического партнерства с организациями гражданского общества, честной и принципиальной позиции по отношению к ожиданиям государства и его отдельных представителей.

Решить эти задачи призвана Стратегия развития корпоративной благотворительности для Беларуси, разработанная в рамках проекта «Общественное обсуждение перспектив развития корпоративной благотворительности». В ближайшее время планируется познакомить с ней представителей органов госуправления и общественность.

Оксана КУЗНЕЦОВА