$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

СТРАТЕГИЯ ДЛЯ УДОБРЕНИЙ©

18.09.2015

В результате девальвации рубля и снижения цен на нефть российские производители удобрений стали одними из самых конкурентоспособных в мире. Такое мнение высказал аналитик Центра экономического прогнозирования ОАО «Газпромбанк» Антон Чернышев, выступая на конференции «Минеральные удобрения», состоявшейся в Минске на прошлой неделе. Впрочем, те же факторы позволяют белорусским компаниям состязаться с россиянами на равных.

По словам А.Чернышева, девальвация побуждает российских изготовителей предлагать дополнительные объемы на экспорт при лучшей себестоимости, благо она существенно снизилась из-за того, что цена на газ привязана к нефтяной. Став одними из самых конкурентоспособных на мировом рынке, российские компании стремятся воспользоваться сложившейся ситуацией. В I полугодии 2015 г. активность производства удобрений была существенно больше, чем в других отраслях, а уровень загрузки мощностей — выше, чем в среднем в мире. Ведущие российские компании объявили о планах расширения своих инвестиционных программ. В частности, в 2015–2021 гг. «Уралкалий» и «Акрон» намерены ввести новые производства калийных удобрений суммарной мощностью 1,4 млн. т. В это же время производство фосфорного концентрата намерены увеличить суммарно на 1,9 млн. т «Фосагро», «Еврохим», «Акрон» и «Уралхим». Нарастить выпуск азотных удобрений на новых площадках суммарно на 2 млн. т рассчитывают «Акрон», «Еврохим», «Фосагро», «Россошанские Минудобрения».

При этом наибольшие риски в реализации своих инвестпроектов несет компания «Уралкалий», теряющая капитализацию. Как отметил старший аналитик ЗАО «Райффайзенбанк» Константин Юминов, к падению котировок «Уралкалия» привело множество факторов: выход из БКК, подтопление шахт, потенциальный делистинг на всех биржах и выкуп акций у миноритариев. «Конечно, выкуп сам по себе — событие скорее позитивное, но в целом мы видим, что два обратных выкупа акций сокращают привлекательность компании, которая тратит огромные средства совсем не на восстановление мощностей, отменила дивидендную политику и хочет провести делистинг на Лондонской бирже. Долговая нагрузка и кредитные рейтинги говорят о существенном увеличении стоимости дальнейших привлечений средств, что отразится на возможности компании занимать. Эта схема достаточно рискованна для всех стейкхолдеров. Кроме того, мы видим высокий риск для мажоритарных акционеров, т.к. долговая нагрузка может стать чрезмерной, что приведет к сокращению инвестпрограмм и свободного денежного потока», — указал аналитик.

По мнению К.Юминова, любая компания должна понимать, что ее действия на рынке могут повлечь сокращение собственной привлекательности и любого фондирования. «Раньше калийная отрасль считалась премиальной: оценка компаний здесь всегда шла с премией к азотным и фосфатным активам. Но из-за негатива в калийной индустрии премия упала с 30 до 3%, т.е. практически сравнялась с производителями азотных удобрений. Таким образом, инвестор не желает больше платить за уникальность сектора», — подчеркнул К.Юминов. Заметим, эта оценка справедлива не только в отношении российских компаний, а касается всех участников международного калийного рынка, в т.ч. белорусских.

В РОССИИ производство удобрений, как и у нас, ориентировано на экспорт, порядка 75% всей выпускаемой продукции вывозится за рубеж. Но сегодня, когда внешний спрос растет медленными темпами, российские компании вынуждены искать новых покупателей. Один из них — российский АПК. К отрасли приковано внимание политиков, сюда вливаются большие бюджетные деньги, на нее возлагаются надежды, связанные с импортозамещением.

Для производителей удобрений это хороший сигнал к росту спроса на внутреннем рынке. Нынешняя комбинация факторов сулит хорошие доходы из-за высоких цен на сельхозпродукцию. Поэтому предприятия АПК готовы покупать больше удобрений. В целом их потребление в РФ опережает среднемировой уровень. По мнению аналитиков, это долгосрочная тенденция. Должна измениться структура посевов. Уже сегодня российские фермеры начинают больше внимания уделять высокомаржинальным культурам — свекле, подсолнечнику, кукурузе. Расширяются и посевные площади, что влечет спрос на стимуляторы плодородия.

Сейчас в России цены на удобрения повторяют динамику мировых. Так, долгое время цены на карбамид на внутреннем рынке были ниже экспортных. Однако все изменилось из-за девальвации в конце 2014 г. и во II квартале 2015 г. Это заставило производителей увеличивать поставки за рубеж, чтобы получить дополнительный доход. Довольно быстро внутренние потребители стали испытывать дефицит карбамида, что привело к росту и внутренних цен. Правительство РФ не успело вмешаться и ограничить экспортные поставки, так как ситуация улучшилась сама — экспортная цена опять стала ниже. К тому же закрытие некоторых азотных производств в Украине привело к стабилизации цен на карбамид в краткосрочном периоде. Таким образом, рыночные механизмы сработали лучше, чем популярные в Беларуси административные методы.

НА ГЛОБАЛЬНОМ рынке наблюдается обвал цен на сырьевые товары, в т.ч. на удобрения. Аналитики объясняют это замедлением экономик развивающихся стран, прежде всего — Китая. В целом группа азотных удобрений падает на торгах еще и по той причине, что китайские поставщики наращивают мощности.

Снижение цен на калийные удобрения также объясняют в основном сокращением спроса со стороны развивающихся стран, в первую очередь, Латинской Америки, где наблюдается очень медленное расширение новых посевных площадей. Цены на фосфорные удобрения стабильно держатся. Такое исключение связано с тем, что на них обычно заключаются долгосрочные контракты с зафиксированной на несколько лет вперед ценой. Впрочем, при сохранении текущей тенденции ожидается, что цены на фосфорные удобрения в новых контрактах будут существенно ниже, чем сейчас.

УПРЕКОВ в адрес белорусских калийщиков о том, что они сами взяли на вооружение стратегию «объемы превыше цены», в этом году меньше, чем в прошлом. БКК установила более гибкую систему отношений с клиентами и увеличила экспорт калийных удобрений в январе–июле т.г. на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. — до 3,541 млн. т, а в стоимостном выражении — на 5%, до 1,869 млрд. USD. Самые крупные поставки сделаны в Бразилию (645,6 тыс. т, на сумму 367,4 млн. USD); Китай (893,4 тыс. т, на 455,9 млн. USD); Индию (403,5 тыс. т, на 214,1 млн. USD). В текущем году ОАО «Беларуськалий» намерен произвести 10,3 млн. т удобрений, а БКК надеется экспортировать 9 млн. т. Для сравнения: в прошлом году экспорт составил около 9,5 млн. т на сумму 2,7 млрд. USD, против 2,05 млрд. в 2013 г.

В этом году компания планирует сохранить на мировом рынке свою долю в размере 18%. Через 4 года, когда ИООО «Славкалий» запустит в эксплуатацию Нежинский ГОК мощностью до 2 млн. т, доля белорусских калийщиков на мировом рынке обещает вырасти. Актуальным останется вопрос себестоимости, особенно в сравнении с показателями такого конкурента, как консорциум Canpotex, объединяющего PotashCorp, Mosaic и Agrium.

Оксана КУЗНЕЦОВА