Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проекты
10.10.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стратегические приоритеты налоговых органов

В ближайшие годы белорусские налоговые органы намерены существенно повысить эффективность своей работы и состояние налоговой системы в целом. Основные цели и задачи при этом сформулированы в Стратегии развития налоговых органов Республики Беларусь на 2016–2020 годы.

Первоочередной целью Стратегии, естественно, значится обе­спечение полноты поступления налогов, сборов и других платежей в бюджет. Но на втором месте стоит создание комфорт­ных условий для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств, а повышение эффективности деятельности налоговых органов – лишь на третьем.

Для достижения главной цели предлагается решить ряд задач, среди которых особое место занимает эффективное управление задолженностью плательщиков по налогам и сборам, в т.ч. обеспечение ее уровня не выше 1% к плановым доходам бюджета. Эта проблема приобрела особо острый характер в последнее время – из-за сложившейся экономической ситуации и ухудшения финансового положения пред­приятий. Например, если на 1.01.2014 г. просроченная кредиторская задолженность по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению составляла только 1,6% к общей сумме просроченной кредиторской задолженности, то на 1 января т.г. – 2,4%, а на 1 августа – уже 2,7%. И это при том, что большая часть налогов у нас неизменно уплачивается добровольно.

Вторая задача, поставленная в Стратегии, – совершенствование налогового законодательства в части внедрения и развития механизма электронных счетов-­фактур по НДС, частично уже решена. Слож­нее с ограничением воз­можности налоговых злоупотреблений при формировании затрат и применением особых режимов налогообложения. Законодательно тут удалось ограничить сферу применения упрощенной системы налогообложения, ввести понятие «экономически обоснованных затрат» и т.п. Но, судя по Стратегии, в МНС полагают, что этого недостаточно для борьбы с «агрессивным налоговым планированием», в т.ч. путем дробления бизнеса, тем более что страдают от таких ограничений не столько любители схем уклонения от налогов, сколько добросовестные пред­ставители малого и среднего бизнеса.

Также планируется усовершенствовать механизм контроля тран­сфертного ценообразования и контролируемой задолженности.

Еще одна стратегическая задача – совершенствование взимания имущественных налогов. Ранее не раз говорилось, что решением здесь будет установление кадастровой оценки в качестве базы налогообложения. А вот удастся ли бизнесу добиться отмены повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов, пока неясно.

В очередной раз ставится задача сокращения неэффективных налоговых льгот и определения подходов к их оценке. Но пока мы видим лишь создание все новых и новых льготных налоговых режимов для отдельных территорий и сфер деятельности. При этом одни получают почти оф­фшорные преференции, а другим приходится платить все больше. Ведь бюджетная политика по­следних лет предусматривает сохранение неизменной налоговой нагрузки. Так что с одним из базовых принципов налогообложения – справедливостью и рав­номерностью налоговой нагрузки – есть стратегические проблемы.

Целый перечень задач ставится в сфере совершенствования системы налогового контроля и противодействия теневой экономике. Решать их планируется путем актуализации аналитических инструментов налогового конт­роля, развития автоматизированных систем камерального контроля, в т.ч. крупных плательщиков и физических лиц. Не забыты и внедрение автоматизированной информационной системы контроля кассового оборудования и совершенствования порядка маркировки товаров конт­рольными (идентификационными) знаками. Кроме того, предлагается создать механизм стимулирования покупателей (потребителей) по истребованию ими кассовых чеков. В Стратегии говорится о совершенствовании контроля  за осуществлением деятельности в Интернете, но каковы будут новые механизмы конт­роля, плательщикам еще пред­стоит узнать.

Создавать комфортные условия для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств планируется путем повышения качества обслуживания плательщиков, в т.ч. за счет внедрения новых форм и единых стандартов. Одним из шагов в этом направлении должно стать создание института налоговых консультантов. Соответствующий указ уже принят, осталось увидеть, окажется ли он востребован и какими будут результаты его деятельности. Другой шаг – упрощение, сокращение и дальнейшая автоматизация ад­министративных процедур, совершенствование механизма об­щественных взаимоотношений ме­жду налоговыми органами и плательщиками. Возможно, по мере решения этой задачи предложения бизнес-союзов будут учитываться чаще.

Также планируется дальнейшее развитие электронного взаимодействия налоговых органов с плательщиками, в т.ч. за счет расширения сферы ис­пользования электронных сервисов и услуг, развития функционала «Личный кабинет плательщика». Кроме того, ставится задача совершенствовать информационно-­разъяснительную работу и повышать налоговую культуру населения. В частности, планируется поднять уровень информационной открытости и качество информирования, развивать кон­такт-центр и сайт МНС, а также расширять присутствие налоговых органов в Интернете, в т.ч. в социальных сетях.

Плательщики, наверное, с удовольствием увидели бы в Стратегии пункт, предусматривающий заблаговременное извещение обо всех изменениях налогового законодательства. Но такая задача в ней не значится. Этот вопрос, как и мораторий на повышение ставок и введение новых платежей, пока законодательно не урегулирован.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений