Стратегические приоритеты налоговых органов
В ближайшие годы белорусские налоговые органы намерены существенно повысить эффективность своей работы и состояние налоговой системы в целом. Основные цели и задачи при этом сформулированы в Стратегии развития налоговых органов Республики Беларусь на 2016–2020 годы.
Первоочередной целью Стратегии, естественно, значится обеспечение полноты поступления налогов, сборов и других платежей в бюджет. Но на втором месте стоит создание комфортных условий для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств, а повышение эффективности деятельности налоговых органов – лишь на третьем.
Для достижения главной цели предлагается решить ряд задач, среди которых особое место занимает эффективное управление задолженностью плательщиков по налогам и сборам, в т.ч. обеспечение ее уровня не выше 1% к плановым доходам бюджета. Эта проблема приобрела особо острый характер в последнее время – из-за сложившейся экономической ситуации и ухудшения финансового положения предприятий. Например, если на 1.01.2014 г. просроченная кредиторская задолженность по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению составляла только 1,6% к общей сумме просроченной кредиторской задолженности, то на 1 января т.г. – 2,4%, а на 1 августа – уже 2,7%. И это при том, что большая часть налогов у нас неизменно уплачивается добровольно.
Вторая задача, поставленная в Стратегии, – совершенствование налогового законодательства в части внедрения и развития механизма электронных счетов-фактур по НДС, частично уже решена. Сложнее с ограничением возможности налоговых злоупотреблений при формировании затрат и применением особых режимов налогообложения. Законодательно тут удалось ограничить сферу применения упрощенной системы налогообложения, ввести понятие «экономически обоснованных затрат» и т.п. Но, судя по Стратегии, в МНС полагают, что этого недостаточно для борьбы с «агрессивным налоговым планированием», в т.ч. путем дробления бизнеса, тем более что страдают от таких ограничений не столько любители схем уклонения от налогов, сколько добросовестные представители малого и среднего бизнеса.
Также планируется усовершенствовать механизм контроля трансфертного ценообразования и контролируемой задолженности.
Еще одна стратегическая задача – совершенствование взимания имущественных налогов. Ранее не раз говорилось, что решением здесь будет установление кадастровой оценки в качестве базы налогообложения. А вот удастся ли бизнесу добиться отмены повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов, пока неясно.
В очередной раз ставится задача сокращения неэффективных налоговых льгот и определения подходов к их оценке. Но пока мы видим лишь создание все новых и новых льготных налоговых режимов для отдельных территорий и сфер деятельности. При этом одни получают почти оффшорные преференции, а другим приходится платить все больше. Ведь бюджетная политика последних лет предусматривает сохранение неизменной налоговой нагрузки. Так что с одним из базовых принципов налогообложения – справедливостью и равномерностью налоговой нагрузки – есть стратегические проблемы.
Целый перечень задач ставится в сфере совершенствования системы налогового контроля и противодействия теневой экономике. Решать их планируется путем актуализации аналитических инструментов налогового контроля, развития автоматизированных систем камерального контроля, в т.ч. крупных плательщиков и физических лиц. Не забыты и внедрение автоматизированной информационной системы контроля кассового оборудования и совершенствования порядка маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками. Кроме того, предлагается создать механизм стимулирования покупателей (потребителей) по истребованию ими кассовых чеков. В Стратегии говорится о совершенствовании контроля за осуществлением деятельности в Интернете, но каковы будут новые механизмы контроля, плательщикам еще предстоит узнать.
Создавать комфортные условия для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств планируется путем повышения качества обслуживания плательщиков, в т.ч. за счет внедрения новых форм и единых стандартов. Одним из шагов в этом направлении должно стать создание института налоговых консультантов. Соответствующий указ уже принят, осталось увидеть, окажется ли он востребован и какими будут результаты его деятельности. Другой шаг – упрощение, сокращение и дальнейшая автоматизация административных процедур, совершенствование механизма общественных взаимоотношений между налоговыми органами и плательщиками. Возможно, по мере решения этой задачи предложения бизнес-союзов будут учитываться чаще.
Также планируется дальнейшее развитие электронного взаимодействия налоговых органов с плательщиками, в т.ч. за счет расширения сферы использования электронных сервисов и услуг, развития функционала «Личный кабинет плательщика». Кроме того, ставится задача совершенствовать информационно-разъяснительную работу и повышать налоговую культуру населения. В частности, планируется поднять уровень информационной открытости и качество информирования, развивать контакт-центр и сайт МНС, а также расширять присутствие налоговых органов в Интернете, в т.ч. в социальных сетях.
Плательщики, наверное, с удовольствием увидели бы в Стратегии пункт, предусматривающий заблаговременное извещение обо всех изменениях налогового законодательства. Но такая задача в ней не значится. Этот вопрос, как и мораторий на повышение ставок и введение новых платежей, пока законодательно не урегулирован.