$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Страсти по биотопливу

27.06.2008

До конца 2010 г. поставлена задача обеспечить потребность страны в дизельном топливе, заменив его на биодизельное. Сейчас крупные производства создаются на базе предприятий концерна «Белнефтехим». Новым видом топлива займутся также несколько предприятий АПК. Одно из них — Новоельнянский межрайагроснаб — пошло по пути использования собственной оригинальной технологии, что вызвало некоторые проблемы…

Создание в Беларуси масштабного производства биотоплива предусмотрено двумя государственными программами. Поставлена задача в 2010 г. получить 2,2 млн. т пятипроцентного биодизеля. За основу взята технология, уже получившая распространение на Западе. В качестве биокомпонента планируют использовать метиловые эфиры жирных кислот, которые получают из рапсового масла (см. «ЭГ» № 13 от 14.02.2006 г.). Сейчас крупные производства создаются на предприятиях Белнефтехима (Гродно Азот и Могилевхимволокно), при этом за основу взяты разработки ученых НИИ физико-химических проблем БГУ.

По иному пути пошли в Дятловском районе Гродненской области. Там на весьма скромном по своим масштабам предприятии наладили выпуск опытной партии дизельного биотоплива, в основе которого не метиловые эфиры, а собственно растительное масло глубокой очистки с добавлением специальных присадок. При этом задействованы разработки российских и украинских ученых. К слову, этим же направлением в прошлом занимался Институт энергетики АПК НАН Беларуси. При этом нюансы технологии, не столь важные и интересные для обывателя, вызвали бурю страстей среди тех, кто посвящен в тонкости вопроса. По данным стендовых и эксплуатационных испытаний, разработка «самородков» из белорусской глубинки сулит экономию топлива до 5-7% в сравнении с тем, что предложили столичные ученые. В рамках всего народного хозяйства речь может идти о существенной разнице в затратах на использовании биодизеля — миллиарды рублей ежегодно. Не в этом ли корень проблемы?

Как в детективе …

По словам директора ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» Алексея СКИБЫ, в 2007 г. в Совет безопасности поступила информация о том, что предложенная им технология может причинить большой вред вплоть до выхода из строя до 60% автотранспорта в случае, если использование нового вида биотоплива получит широкое распространение.

Летом 2007 г. к проверке предприятия приступила внушительная межведомственная комиссия, в состав которой вошли эксперты Совета безопасности, КГБ, Минэкономики, Минфина, Госстандарта — всего 15 министерств и ведомств. Однако по результатам их работы руководству ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» было поручено продолжить производство и испытания опытной партии нового вида биотоплива.

Как и полагает хорошему детективу, сюжет этой истории закручивался стремительно. И БГУ, и Новоельнянский межрайагроснаб стоят у истоков разработок и создания в Беларуси производства биотоплива. Первые шаги в этом направлении делались совместно в формате партнерства. Так, БГУ разместил свою опытную установку на площадях Новоельнянского межрайагроснаба, там же получены первые тонны продукта. Впоследствии партнеры рассорились: БГУ демонтировал свое оборудование и через суд потребовал от бывшего партнера возмещения убытков.

Теперь в Новоельню ездят чиновник за чиновником, изучают ситуацию, проверяют документы, принимают решения, обещают поддержку. По этой причине А.Скиба даже не убирает бумаги в шкаф. Толстые папки лежат на столах по всему кабинету в полной боевой готовности, ведь в них весьма весомые аргументы.

Факты и цифры

На днях в г.п. Новоельня прошло заседание Межведомственной приемочной комиссии, которая рассматривала результаты испытаний опытной партии местного биотоплива. На мероприятии присутствовали представители Белнефтехима, Минпрома, Минтранса, Госстандарта, НАН Беларуси, Гродненского облисполкома и другие.

Как следует из протокола заседания от 19.06.2008, эксперты признали, что используемое оборудование, технологические линии переработки маслосемян рапса и производства биодизельного топлива обеспечивают стабильные качественные показатели продукции. Ноноельнянский биодизель не вызывает негативных воздействий на детали и узлы серийно выпускаемых двигателей. Нет необходимости сокращать сроки проведения планового техобслуживания и замены фильтров. Кроме того, отмечена экономия топлива в сравнении с использованием классического минерального.

Как было заявлено, биотопливо, в частности, прошло стендовые испытания на двигателе Д-245.SE2 в объеме 800 моточасов. Это позволяет выдавать двухлетнюю гарантию на серийные моторы, которые будут работать на данном виде топлива.

Стоит отметить, что эксплуатационные тесты проводились как на отечественных, так и импортных автомобилях, в том числе с двигателями стандартов EUR-2 и EUR-3, а также на тракторах. На эти цели использовано более 5 тыс. т биодизельного топлива. К примеру, ОАО «Гродноагроспецавтотранс» потребило 544 т., на нем работали 75 автомобилей марок ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, Мерседес и ДАФ. В слонимском автобусном парке №3 в испытаниях были задействованы 43 единицы техники. Там средний пробег автобуса с ноября 2007 г. составил 35 тыс. км. Каких бы то ни было отклонений в традиционной работе техники не выявлено, зато использование биотоплива позволило автопарку сэкономить в 2007 г. — 85 млн. Br, а с начала 2008 г. — 78 млн. Br.

Экономия — основной козырь новоельнянской технологии. Испытания, проведенные совместно с транспортными организациями Гродненской обл., показали, что использование биодизеля уменьшает расход топлива на 4-5%. Так, при выполнении плановых рейсов по маршруту Новогрудок-Минск-Могилев автобусом Икарус-256, принадлежащим Автобусному парку № 5 (г. Новогрудок), расход сократился на 4,9%. Аналогичные результаты отмечались при работе автобуса ЛиАЗ-53012 на маршруте Новогрудок-Барановичи. С февраля 2008 г. весь автотранспорт перевели на биотопливо на предприятии «Сервис-Трак» (г.Дятлово). После этого, в частности, потребление топлива легковым автомобилем «Опель-вектра» сократилось на 5,35%.

К слову, добиться снижения расхода топлива, произведенного по технологии БГУ на основе метилэфиров, проблематично в силу свойств этого биокомпонента. Более того, результаты испытаний показали увеличение расхода дизельных двигателей.

А что такое разница, скажем, в 5% для всей Беларуси? Если взять намеченные к производству 2 млн. т, то получим 100 тыс. т. Перемножим этот объем на нынешнюю розничную цену дизтоплива 1940 Br/л и получим 194 млрд. Br.

Дополнительной статьей расходов может стать разница в стоимости сырья, при получении метиловых эфиров. По информации А.Скибы, технология БГУ оказалась требовательной к качеству рапсового масла. Перед использованием сырье приходится рафинировать, что вызывает его удорожание примерно на треть. Этот факт, а также достаточно дорогостоящий процесс этерификации вызывает увеличение расходов по производству тонны биотоплива на 200-300 USD, утверждает директор ОАО «Новоельнянского межрайагроснаба».

Кроме того, Технология БГУ предусматривает 5%-ное добавление биокомпанента при производстве смесевого топлива, новоельнянская — 8%-ное, а это дополнительная экономия нефтяного дизтоплива.

***

Анализируя и сравнивая цифры, можно сделать вывод о не заинтересованности некоторых ответственных лиц в том, чтобы новоельненская технология получила распространение. В случае, если будет доказано, что она более прогрессивная, у руководства страны может возникнуть вопрос: а как с Директивой Президента № 3, касающейся экономии и бережливости?

Проблема в том, что решения в пользу метилэфиров приняты, деньги выделены… К примеру, в соответствии с Госпрограммой по обеспечению производства дизельного биотоплива на 2007-2010 гг. пик финансирования проектов должен прийтись на текущий год: из 112,1 млрд. Br в 2008 г. должно быть освоено 60,6 млрд. Br.

К слову, и в Совмине, и в причастных к вопросу министерствах и ведомствах осведомлены о существовании двух технологий, их отличий, достоинств и недостатков. Очевидно с этим связана и длительная разработка и рассмотрение программы производтва биотоплива, которая была утверждена лишь под занавес 2007 г. Постановлением Совмина от 17.12.2007 №1760.

Впрочем, если опытные работы Новоельнского межрайагроснаба прекратить, то сравнивать, соответственно, будет не с чем, и проблема отпадет сама собой. А перекрыть кислород производственникам-революционерам достаточно просто — перестать выделять минеральное дизельное топливо с нулевой ставкой акциза. То, что было дано на 1-е полугодие уже использовали, решения по новым объемам пока нет.

Кроме того, реализацию бизнес-проекта по биотопливу стоимостью 3,6 млрд. Br. предприятие проводит за счет собственных средств, а также кредитов банков, привлеченных на общих основаниях, т. е. на собственный финансовый риск. Получить же ссуду из бюджета не могут уже второй год.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

От редакции

Свою точку зрения относительно создания в Беларуси производства дизельного биотоплива согласились высказать в НИИ физико-химических проблем БГУ. На вопросы корреспондента «ЭГ» ответил заместитель директора института Владимир Симирский. Интервью с ним планируется к выходу в ближайшем номере.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях