$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Страсти по бензину

27.05.2011

В понедельник белорусы отчаянно «штурмовали» автозаправки, узнав об очередном, третьем с начала года подорожании бензина и дизтоплива.

Оборона на АЗС, в отличие от застигнутых врасплох потребительским ажиотажем супермаркетов и гастрономов, была налажена неплохо: часть автозаправок уже закрылась на переучет (в Бресте, например, большинство АЗС объявили о приостановлении продажи топлива примерно в 9 вечера), а очередь в тех, кто честно работал до полуночи 24 мая, побила даже рекорды времен развала СССР.

«Хвост» из автомобилей на АЗС, расположенных вдоль МКАДа, высунулся почти на километр на проезжую часть, создавая нешуточную аварийную обстановку. Некоторые из автолюбителей, быстро «вспомнив молодость», залили не только баки автомобилей, но и предусмотрительно прихваченные канистры. Исчезли очереди только после полуночи, когда разочарованные неудачники, оставшиеся без топлива, стали разъезжаться по домам, проклиная на чем свет стоит всех, кто устроил им этот «праздник».

Но бензин — не соль и не сахар, которые при большом желании можно закупить на годы вперед. Так что даже счастливые владельцы нескольких десятков литров «дешевого» горючего могут, прослезившись, подсчитать, что на этот раз среднее подорожание составило 20%. Так, с 24 мая бензин «Нормаль-80» стоит 3850 Br за 1 литр — на 71,1% больше; чем в начале года, Аи-92 — 3950 Br (+37,6%), Аи-95 — 4350 Br (+ 34,2%), дизтопливо — 3900 Br (+ 51,2%).

Уже на следующий день председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Жилин объяснял: «Нельзя резать курицу, которая несет яйца. Мы сегодня с учетом тех пошлин, которые отходят государству, и недобираем, чтобы рентабельно работать, хотя бы в ноль». Он также отметил, что «за последние дни, после того как курс начал плавать, из Беларуси стали вывозить много нефтепродуктов — в две тысячи раз увеличился вывоз в Украину и другие сопредельные страны. Мы держали цену для того, чтобы обеспечить свое население». По словам главы Белнефтехима, еще в апреле на Нафтане рентабельность составляла не больше 2%, а на Мозырском НПЗ — около нуля. Причина — колебания курса. «Мы нефть покупаем за доллары, и у нас не хватает в обменном курсе то, что мы получаем с рынка», — посетовал И.Жилин, отметив, что теперь появится возможность для рентабельной работы — если курс удержится.

Но рядовые автовладельцы (а это сегодня каждая вторая семья) получили сразу два удара: девальвация, в одночасье обесценившая более чем в 1,5 раза их зарплаты и рублевые сбережения, и «контрольный выстрел» — рост цен на «овес» для своего железного коня и запчасти к нему, а заодно — едва ли не на все остальные потребительские товары. А уж автомобиль, опровергая классика, и вовсе становится для белорусов роскошью.

Возможно, теперь белорусам придется изменить свои привычки, и тем, кто привык кататься с комфортом, вспомнить о подзабытых «прелестях» переполненных автобусов и электричек. А любителям дальних путешествий «подарок» сделало руководство Белорусской железной дороги. Стоимость проезда в поездах международного сообщения увеличилась на 36–81%, в чем можно убедиться, сравнив цены на сайте Минского отделения БЖД. Приятного отдыха...

Александр ГАНАГО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях