$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Рейтинги

Странная специфика

14.08.2009

В рейтинге равноправия полов Беларусь находится на 23-м месте. На первом — Швеция, на последнем — Йемен. Из соседей выше Литва — 14-я. Россия — на 45-м, Украина — 57-м, Польша — на 60-м.

Беларусь взяла столь высокий рейтинг, в частности, доступностью услуг здравоохранения и образования, наличием в парламенте РБ 30% женщин. Кстати, подняться в рейтинге мы могли и выше, будь у нас равенство в оплате труда. Пока, однако, женщины в Беларуси получают на 10-15% меньше мужчин.

Кризис усугубил положение на рынке труда. Проведенное в июне общественным объединением «Женское независимое демократическое движение» исследование показало, что 40% опрошенных женщин оказались неработающими. Официально в стране совсем невысокий процент безработицы. Выходит, что многие просто не регистрируются в центрах занятости.

Что делать потерявшим работу? Ведь экономическая безопасность многих семей зависит именно от женщины. «Идти в бизнес, — сказала на III Форуме предпринимательниц Беларуси сопредседатель ОО «Женское независимое демократическое движение» Людмила ПЕТИНА. — На мой взгляд, именно предпринимательство может дать женщине самореализацию и экономическую безопасность», — подчеркнула она.

Вместе с тем, по результатам того же исследования, выбрать предпринимательскую стезю в случае потери работы готовы только 2%. В 90-е годы при увольнении готова была идти в бизнес каждая третья женщина.

Представительницам слабого пола сложнее начать свое дело. Им труднее с ресурсами, не хватает информации, корпоративных связей. К ним жестче и наше патриархальное общество, требуя занять место у плиты, от которой они ушли из-за того, что не на что поднимать детей. Львиная доля предпринимательниц Беларуси — «каторжанки» вещевых и продуктовых рынков, что вряд ли можно считать настоящим бизнесом.

Бизнес-леди нелегко найти в белорусских регионах, утверждает Deutsche Welle, там такого понятия не существует. Первые в Могилеве женщины-предприниматели вовсе не были носителями либеральных ценностей и не имели завышенных потребностей самореализации. Например, многие члены Клуба деловых женщин Могилева пришли в бизнес из-за того, что кого-то бросил муж, а кто-то просто хотел улучшить благосостояние своей семьи. Большинство женщин-предпринимателей города — просто торгуют на рынках.

При этом гендерное равенство в большом бизнесе в регионах вообще не соблюдается. Женщины предпочитают открывать малые предприятия с небольшим количеством наемных работников, а женщин-директоров на серьезных предприятиях не более 10%. Формула успеха для них — понятие второстепенное. Болезненно сказалось на женском бизнесе изменение статуса ИП, среди которых более половины именно женщины. Хорошо, что сейчас появилась возможность вернуть преференции через микропредприятия.

Женский бизнес пока плохо выдерживает конкуренцию с предприятиями, которыми руководят мужчины. Даже банки менее охотно кредитуют женщин-предпринимательниц.

Начальник управления предпринимательства Мингорисполкома Александр КАЛИНОВСКИЙ пригласил столичных предпринимательниц решительнее идти за муниципальными льготными кредитами. Поддержкой города через «Белгазпромбанк» уже воспользовалось 20 представителей малого бизнеса, микропредприятий и ИП, у «Белинвестбанка» деньги взяли 6 таких субъектов хозяйствования.

Инициатива Минска — хороший пример для других регионов, как впрочем, и для государства в целом. Потому как, к примеру, бюджетом четко не подкреплено выполнение мероприятий принятого постановлением Совмина от 3.09.2008 № 1286 Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства на 2008-2010 гг. Финансирование предусмотрено в пределах средств, идущих на содержание республиканских и местных органов самоуправления. Вместе с тем план, а также созданный при Совмине Национальный совет по гендерной политике стали реальной правовой базой женского общественного движения и предпринимательства.

Более радужные перспективы для женского бизнеса Людмила Петина видит и в либерализации, объявленной правительством. Предпринимательницы, считает она, должны активнее использовать новые возможности для развития бизнеса.

Директор международного объединения «Экономические исследования и образование» Ирина МАЦОКИНА призвала участниц форума обратить особое внимание на привлекательность белорусской провинции. Во-первых, государство приняло ряд документов по повышению инвестиционной привлекательности малых городов. Во-вторых, наиболее продвинутые регионы стали осваивать финансовую и техническую помощь в рамках проектов ПРООН. Благодаря им активизируются стратегии райцентров и сел, к их выполнению привлекается население, депутаты, общественные организации, предприниматели. В числе городов, в которых предпринимательницы добились лучших результатов, И.Мацокина назвала Жодино, Мозырь, Барань, Вилейку.

«Государство, власти на местах могут и обязаны помочь женщинам активнее идти в бизнес», — считает она.

Хорошим помощником в их обучении могут стать женские бизнес-инкубаторы и фонды. Сегодня каждая европейская столица считает за честь открыть в центре города женский бизнес-инкубатор. Например, в Берлине муниципалитет под эти цели передал прекрасное здание с нулевой ставкой аренды и правом выкупа. В Минске уже действует рабочая группа по созданию женского бизнес-инкубатора. Появятся такие структуры и в регионах.

Эффективное партнерство женского предпринимательства — еще один положительный фактор его динамики, считает директор фирмы «Сатио» Жанна ГРИНЮК. Нужно шире практиковать работу в формате «бизнес для бизнеса», размещая заказы своих предприятий в партнерских дамских структурах. Такая толока, внедрение эффективных менеджерских инструментов, использование внутренних и внешних возможностей могут не только спасти, но и поднять на новый уровень женское предпринимательство, уверена Жанна Владимировна.

Хорошие идеи на форуме подбрасывали и мужчины. Как сообщил атташе представительства Европейской Комиссии (ЕК) в Беларуси Янис АЙЗСАЛНИЕКС, у предпринимательниц есть шанс получить финансовую поддержку Евросоюза. В рамках Восточного партнерства ЕК для Беларуси выделяет 21 млн. EUR. Справедливости ради нужно сказать, для Молдовы Евросоюз в Восточном партнерстве приготовил 200 млн. EUR, а для Украины — 500 млн. EUR. Правда, Еврокомиссия грозится расширить финансирование данного проекта в 2010-2013 гг. до 350 млн. EUR, 250 млн. из которых пойдут на поддержку более узкого проекта «Добрососедство». Атташе напомнил, что ЕК объявляет и конкурсы по программам местного самоуправления, и призвал более активно интересоваться инициативами и программами ЕС.