Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Инновации
11.06.2004 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стране нужна эффективная национальная инновационная система

О политике, основанной на сочетании технологий и экономики (инновационном развитии), в мире заговорили с начала 1990-х годов, а инструменты, необходимые для совершения технологических рывков конкретными странами, все еще формируются.

О политике, основанной на сочетании технологий и экономики (инновационном развитии), в мире заговорили с начала 1990-х годов, а инструменты, необходимые для совершения технологических рывков конкретными странами, все еще формируются.

У нас в отсутствие видимых рыночных сигналов руководству требуется особая административная проницательность, чтобы сфокусировать внимание общества на понимании принципов, по которым строится инновационная экономика, и предложить реальному сектору новую программу действий. Ее контуры будут очерчены на семинаре руководящих работников в Витебске 10-11 июня, посвященном развитию страны по инновационному сценарию.

Почва для рывка

Предпосылки для инновационного рывка налицо: население так привыкло к высококачественной импортной продукции, что ставит отечественную промышленность перед выбором: умереть или делать достойные товары. Возможность их производства связана с двумя факторами: достижениями НТП и востребованностью их производством.

Опыт других стран подсказывает, что поиск и внедрение новых подходов к развитию на государственном, региональном и предпринимательском уровнях также мотивируется дефицитом основных ресурсов. Сырьевая зависимость и периодические колебания мировых цен не обеспечивают  стабильного развития. Зато такой шанс дает развитие инновационное. Именно поэтому переход к новой технологической парадигме осуществили практически все нефтеимпортирующие страны.

Конечная цель - повышение конкурентоспособности национальных экономик и регионов. В Евросоюзе ход общественной дискуссии на эту тему начинается с подсчетов подушевого потребления. Для европейцев огорчительно, что по сравнению с началом 1970-х годов средний уровень ВВП в 15-ти странах ЕС упал до 65% к уровню США. Для них самое важное - не экономический рост сам по себе, а инновационный рост, который называют  "волшебным состоянием экономики".

Наш экономический рост - более низкого качества и еще не инновационный, поэтому для повышения конкурентоспособности надо стимулировать рост уровня менеджмента, управления корпоративными финансами, а также адекватные изменения в структуре собственности, советуют аналитики.

Опыт партнерства

Согласно статистике в России только три отрасли демонстрируют опережающие показатели инновационной активности: нефтехимия, производство кокса и ядерных материалов (доля стоимости инновационной продукции - 33%). В целом же разработку и освоение инноваций осуществляют по разным оценкам 5-10% всех предприятий. В этой ситуации на помощь пришло государство, подав бизнесу пример партнерства: Минпромнауки отобрало 12 инновационных проектов, на поддержку которых из бюджета в прошлом году выделено около 40 млн. USD, до 2005г. предполагается направить еще 200 млн. USD. Требование одно - чтобы в 2006г. прирост объема реализованной продукции по этим проектам составил не меньше 1 млрд. USD. Так создаются механизмы деления рисков: государство вкладывает деньги в НИОКР, но ставит условие, что бизнес вкладывает в несколько раз больше в развитие производства.

У нас в стране, к сожалению, перечень критических технологий пока не стал инструментом действенной селективной поддержки научных исследований. Наука все еще одна из самых дешевых отраслей, государственные расходы на ее финансирование крайне невелики, а предпринимательству только предстоит стать ее спонсором.

Согласно прогнозам в ближайшее время спрос на инновации должен определить негосударственный сектор: промышленность, транспорт, связь. Однако сначала отрасли пойдут по пути "догоняющего развития", используя в первую очередь зарубежные научно-технические достижения. Такова плата за сокращение исследовательского персонала, "утечку мозгов", отсутствие внятной научно-технической политики.

Новая композиция всех ресурсов

Какова роль государства в реализации сценария инновационного развития? По мнению экспертов, государство не должно оказывать прямую поддержку конкретным отраслям, а лишь сигнализировать - какие отрасли и продукты будут востребованы в ближайшей перспективе, а дальше решайте сами. Например, определив, что в ближайшие 10 лет рынок биотехнологий будет расти опережающими темпами, сохранять пошлины на лекарства, так чтобы производство внутри страны было эффективнее.

Кроме того, создание национальной инновационной системы требует развитой инфраструктуры поддержки и быстрой передачи результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор для вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг. Банальный тезис, который следует донести работникам органов госуправления в максимально доходчивой и запоминающейся форме, таков: без использования потенциала большого количества мелких предприятий сокращаются возможности инновационного развития для крупных предприятий. Число малых фирм, занятых инновационной деятельностью, сервисом для крупного бизнеса, производством вспомогательных материалов, оборудования, консалтингом, аудитом и т.п., надо удесятерить, чтобы у крупных субъектов появилась серьезная стратегическая альтернатива - варианты устойчивого прибыльного долгосрочного расширения объема деятельности. Если это станет для чиновников откровением, можно считать, что семинар удался, а доклад премьер-министру научные консультанты не зря переписывали.

Главная проблема сегодня даже не в том, что из-за отсутствия стимулов бизнес не хочет "инновационировать", а в том, что для такой деятельности нужны другие менеджеры (в масштабах страны) - технологически ориентированные, осознающие перспективные цели и способные к ним двигаться, преодолевая проблемы не в краткосрочном, а в длительном периоде, которые обладают пониманием стыка экономики и технологии. Это совершенно другой тип управленцев, который необходимо готовить. Отсюда образовательный компонент: во всех странах существует определенная подготовка людей, способных проводить исследования, и тех, кто способен быть менеджерами этого процесса, его коммерциализации.

Переход  к  большей  инновационности - это новая композиция всех ресурсов, заинтересованность бизнеса в партнерстве на уровне региона.

Регионы - стартовая площадка

Именно здесь возможно необходимое взаимодействие - альянс местной администрации, представителей науки и бизнеса, которые на постоянной основе взаимодействуют, решая общие задачи.

А поскольку инновационный процесс больше всего связан с малыми и средними предприятиями, регионам необходимо добиться позитивной тенденции роста числа субъектов в этой нише.

Напомним, что по статистике число малых инновационных предприятий сокращается на протяжении последних лет. Первые из них создавались за счет заимствования разработок материнских институтов, но законодательство, меняясь в сторону большего контроля, усложнило условия: Самостоятельными быть очень сложно - без льготных кредитов, множественности источников поддержки. С инфраструктурой отдельная проблема: в технопарках, ИТЦ малые предприятия налаживают выпуск продукции, а дальше уже нет стимулов расти и выходить за пределы технопарков.

Малые предприятия внутри ИТЦ и технопарков в целом работают более успешно, поскольку имеют льготные условия аренды, инфраструктурное обеспечение и в силу этого могут быть более устойчивы, но не за счет своего роста.

Стимулы, к тому чтобы стать инновационно восприимчивыми, должны появиться и у крупных промышленных предприятий. Как это подтолкнуть? В эти предприятия вложены огромные ресурсы, для того чтобы они, освоив определенную технологию, ее тиражировали, получали большие объемы производства, сбыта. На крупных рынках достаточно устойчивые позиции достигаются не только через рыночный механизм, но и путем лоббирования. Поэтому гигантам изменяться - смысла нет и многие инновационные задачи им не под силу. Поэтому развитие малого и среднего бизнеса является во всех странах индикатором инновационной ориентации национальной экономики.

Инновационное развитие идет от остроты поставленных проблем, и депрессивные регионы оказываются ближе к инновационному развитию, чем те, у которых есть достаточный и даже избыточный финансовый ресурс. Избыток финансового ресурса снимает потребность в инновационном развитии.

Некоторые региональные администрации пытаются поддерживать инновационные структуры. Но они пока не готовы реформировать и замещать старый бизнес, который в регионе является доминирующим, не могут влиять на реформирование крупного бизнеса, который создает сопротивление инновационному развитию малых и средних предприятий, и не готовы изменить бюджетную, налоговую политику. Когда такой системный подход в региональной экономике сложится, то это будет признаком того, что мы движемся в правильном направлении, полагают эксперты.

О кардинальном изменении ситуации можно будет говорить тогда, когда станет заметным замещение новыми предприятиями старых, которые давали серьезный экономический эффект для регионов, но сегодня тянут их экономику вниз.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений