Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Интеграция
15.04.2005 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Страна назначения: ситуация нормализуется

О том, как реализуется Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение), обозревателю "НЭГ" рассказала начальник управления бюджетно-налоговой политики Минэкономики Татьяна ОБРАЗКОВА...

О том, как реализуется Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг  (далее - Соглашение), обозревателю "НЭГ" рассказала начальник управления  бюджетно-налоговой политики Минэкономики Татьяна ОБРАЗКОВА. Напомним, что на переходе в торговле с РФ на принцип страны назначения в течение многих лет настаивала именно Беларусь. Сложность была прежде всего в создании механизма реализации Соглашения в условиях отсутствия с РФ таможенных границ.

В ходе подготовки и подписания Соглашения предложенный в нем механизм взимания НДС при экспорте и импорте товаров неоднократно обсуждался и был согласован всеми отраслевыми министерствами и концернами РБ. Тем не менее в первые недели января возник ряд проблем, обусловленных в основном поздними сроками ратификации Соглашения российской стороной и неинформированностью местных налоговых органов и налогоплательщиков о вступлении в силу нового порядка налогообложения с 1 января. Суть проблем сводится к следующему:

- опасаясь, что российские покупатели несвоевременно заплатят налог по импортированным из Беларуси товарам или не вышлют в установленные сроки документ с отметкой российского налогового органа об уплате налога, белорусские экспортеры задерживали отгрузку в РФ. Кроме того, они поставили вопрос о том, что установленные нашим законодательством (постановление Совмина от 2001-07-31 г. №1128) сроки возмещения НДС по нулевой ставке слишком длительные (3-9 месяцев), что в совокупности с сомнениями об уплате налога российским покупателем приведет к вымыванию оборотных средств экспортеров;

- российские поставщики, не информированные о порядке и сроках вступления в силу нового механизма налогообложения, отказывались поставлять в РБ товары без НДС, что вело к завышению цен на импорт из России. Оказался сложным и установленный Соглашением порядок предоставления документов для уплаты налога при ввозе товаров из РФ.

Органы госуправления нашей страны вынуждены были быстро искать выход. Для этого был реализован комплекс информационно-разъяснительных мер по реализации Соглашения через российские СМИ и сайты ФНС и Минфина РФ, Посольства РБ в РФ. Достигнуто согласие об оперативном разрешении вопросов по применению Соглашения и взаимном информировании в отношении разъяснений и рекомендаций по новому порядку налогообложения.

Все инструктивно-методологические материалы, касающиеся норм Соглашения, были вовремя подготовлены и доведены до сведения плательщиков. В частности, постановлением МНС от 2005-01-21г. № 2 внесены коррективы в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, упрощающие порядок принятия к вычету НДС, уплаченного при ввозе товаров с РФ, конкретизирован порядок учета и отражения их в налоговых декларациях. Насколько возможно упрощен порядок предоставления документов, подтверждающих ввоз товаров из РФ. Для этого вместо копий транспортных документов и контрактов, подтверждающих перемещение товаров, достаточно предоставить их реестр в налоговые органы с указанием только номеров этих документов. При принятии к вычету НДС, уплаченного при ввозе товаров из России, не требуется отметка налоговых органов РФ на счетах-фактурах российских резидентов.

Постановлением МНС от 2005-01-25 г. № 8 утверждены формы заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила их заполнения и проставления отметок, подтверждающих такую уплату.

Разъяснено, что начисление и уплата НДС при неподтверждении факта уплаты налога в РФ по товарам белорусских экспортеров осуществляется по истечении 90 дней без применения финансовых санкций.

В целях предотвращения потерь оборотных средств постановлением Совмина от 2005-01-20 г. № 55 усовершенствован порядок возврата НДС при применении нулевой ставки налога. Максимальный срок возврата налога из бюджета сокращен более чем в 2 раза (с одновременным уменьшением сроков проведения налоговыми органами проверок обоснованности этих возвратов и пересмотром в пользу плательщиков оснований для их проведения). В этих условиях максимальные сроки возмещения плательщикам сумм НДС при применении нулевой ставки налога при вывозе товаров в РФ составят не более 2-3 месяцев.

Постановлением МНС от 2005-01-24г. № 3 "Об уплате налога на добавленную стоимость при вывозе реализуемых товаров на территорию Российской Федерации" в целях дополнительного страхования предприятий-экспортеров в РФ от риска несвоевременного получения от российских покупателей подтверждения об уплате налога в РФ предусмотрено, что даже после истечения установленных для получения такого подтверждения 90 дней до 1.07.2005г. НДС не взыскивается, а на эту сумму уменьшается размер подлежащих возмещению из бюджета вычетов по нулевой ставке налога.

С января текущего года во всех госорганах и организациях созданы комиссии по разрешению проблем взимания косвенных налогов. В МНС и его территориальных органах действуют консультационные службы.

Чтобы избежать несопоставимости в новых условиях взимания НДС в торговле с РФ стоимостных объемов экспорта и импорта по сравнению с предыдущими годами и в целях объективной оценки их выполнения, приказом Минстата от 2004-12-30г. № 245 утверждены Методические пояснения по приведению данных об экспорте и импорте товаров в торговле Республики Беларусь с Российской Федерацией за 2004 год в условия торговли 2005 года.

Предприняты все необходимые меры по недопущению роста цен. В целях выполнения прогнозных показателей уровня инфляции на 2005 год установлена персональная ответственность руководителей органов госуправления за их невыполнение, подготовлены и разосланы всем организациям рекомендации по заключению субъектами хозяйствования РБ договоров с российскими партнерами, организовано проведение на уровне органов госуправления мониторинга ценовой ситуации в торговле с Россией.

К концу января ситуация нормализовалась. Начались отгрузки товаров в РФ, а российские поставщики в основном перестали завышать цены на поставляемые в Беларусь товары за счет включения в них НДС.

По предварительным итогам работы за январь все отраслевые министерства и концерны подтвердили полную ясность практического применения нового порядка налогообложения и доложили о выполнении установленных заданий по достижению основных прогнозных показателей работы на 2005г.

При этом НДС при ввозе товаров из РФ, несмотря на имеющуюся согласно Соглашению возможность отсрочки платежей практически до 50 дней с момента ввоза товаров, уплачивается ритмично и обеспечивает значительные доходы бюджета от этого источника. В результате перехода на принцип страны назначения при взимании косвенных налогов во взаимной торговле с РФ за январь-февраль 2005 г. фактические поступления от НДС в бюджет превысили план и составили 612,8 млрд. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39%. При этом почти 40% из них составляет НДС по товарам, ввозимым из РФ (238,4 млрд. руб.). По оперативным данным на 1.04.2005г. поступления НДС по товарам, ввозимым из РФ, составили 472,9 млрд. руб.

Новый порядок взимания косвенных налогов не помешал добиться в январе-феврале 2005г. выполнения всех важнейших параметров прогноза социально-экономического развития на текущий год.

Темп роста производства продукции в промышленности составил 111,6% к аналогичному периоду 2004г. (прогноз на I кв. - 105%), потребительских товаров - 110,2% (106%), в т.ч. продовольственных - 110,3% (прогноз на год 109-111%), непродовольственных - 110,1% (110- 111,5%). Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 23,4% к уровню января-февраля 2004г. (прогноз на год 15,5-17,5%).

Объем внешней торговли в январе 2005г. составил 115,4% к январю 2004г. (прогноз на год - 110-111%), в том числе экспорт - 120,5 % (111-112%), импорт - 109,7% (109-110 %).

За январь-февраль 2005г. индекс потребительских цен составил 101,7%, или 100,8% в среднем за месяц (по прогнозу 100,6-100,8%).

Сохранены положительные тенденции в улучшении финансовых результатов реального сектора экономики. При сложившейся в январе 2005г. рентабельности реализованной продукции, работ, услуг на уровне января 2004г. (12,4%) доля убыточных организаций снизилась со 43,1% до 34%.

Итак, переход на принцип страны назначения в налогообложении торговли с РФ увеличил поступления НДС в белорусский бюджет. При этом новый порядок уплаты косвенных налогов не оказал негативного воздействия как на макроэкономические показатели, так и на результаты деятельности субъектов хозяйствования.

P.S.

О том, с какими сложностями столкнулись белорусские субъекты хозяйствования при переходе на новый принцип уплаты НДС в торговле с РФ и какие уроки следует извлечь из революционных преобразований в налогообложении, "НЭГ" рассказывала неоднократно. И сегодня есть все основания полагать, что далеко не все проблемы решены. В качестве примера можно привести хотя бы ситуацию с российским давальческим сырьем: в течение первого квартала мнения налоговиков по поводу уплаты НДС менялось неоднократно. А налогоплательщиков вообще порой охватывала паника.

Можно привести и ряд других примеров. Неслучайно "горячая линия" МНС была таковой в полном смысле этого слова. Сейчас накал страстей действительно спал. Но вопросы все равно остаются, и очень серьезные. Об этом говорили обозревателю "НЭГ" сами налоговики. Слабым утешением для налогоплательщиков может служить разве что не раз упоминавшийся факт, что в Евросоюзе на отработку более-менее слаженного механизма уплаты НДС ушли годы. Впрочем и сейчас там случаются налоговые скандалы и именно с этим налогом. Что касается предпринимателей, то их страдания, связанные с уплатой НДС при ввозе товаров из РФ, не кончились, поскольку вопрос окончательно не решен, и сколько ставок единого налога им придется заплатить, чтобы избавить себя от уплаты НДС - 2 или даже 3, 5, - пока не ясно. Словом, подводить итоги налоговой революции рано...
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by