Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Страхование
16.12.2014 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СТРАХУЕМ ЭКСПОРТНЫЕ РИСКИ©

В нашей республике одним из элементов стимулирования экспорта является страхование экспортных рисков. Государство в данном вопросе не остается в стороне: широкое использование возможностей и преимуществ этого инструмента предусмотрено Указом Президента от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)». Исключительное право на проведение страхования экспортных рисков с поддержкой государства принадлежит Республике Беларусь и осуществляется от ее имени Белорусским республиканским унитарным предприятием экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант».

 

В нашей республике одним из элементов стимулирования экспорта является страхование экспортных рисков. Государство в данном вопросе не остается в стороне: широкое использование возможностей и преимуществ этого инструмента предусмотрено Указом Президента от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)». Исключительное право на проведение страхования экспортных рисков с поддержкой государства принадлежит Республике Беларусь и осуществляется от ее имени Белорусским республиканским унитарным предприятием экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант».

— Механизм экспортного страхования в республике работает все еще слабо. Его удельный вес в общем объеме экспорта крайне низок: в 2011–2012 гг. было застраховано только около 1% экспортированных товаров, в 2013–2014 гг. — до 3%. В то же время любое из более чем 20 тыс. отечественных предприятий, осуществляющих внешнеторговую деятельность, рано или поздно могут столкнуться с проблемами своевременности расчетов с зарубежными покупателями. В условиях роста просроченной внешней дебиторской задолженности увеличение сроков возврата валютной выручки нередко приводит не только к недостатку собственных оборотных средств, но и к нарушениям законодательства. Не следует забывать, что существует обязанность, установленная Указом Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178) (далее — Указ), завершить каждую внешнеторговую операцию в установленный срок. За несоблюдение этого требования предусмотрена достаточно суровая административная ответственность.

Анализ результатов контроля, проводимого Комитетом госконтроля, свидетельствует, что не все организации уделяют должное внимание соблюдению требований законодательства и эффективности внешней торговли. Кроме того, субъекты хозяйствования не всегда застрахованы от недобропорядочных партнеров. В итоге попадают под штрафы, которые применяются органами госконтроля.

Напомним, Указом № 178 определено, что при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена, помимо прочего, путем получения страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером (банком) и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией, или получения экспортером иного возмещения в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товаров либо на основании судебных постановлений или других процессуальных документов. При этом в соответствии с постановлением Правления Нацбанка от 9.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций» денежные средства по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, поступают на счета экспортеров, за исключением средств, удерживаемых страховой организацией в виде собственного участия страхователя в покрытии возможных убытков.

Практика контроля показывает, что в ходе исполнения застрахованных экспортных контрактов крайне редко устанавливаются нарушения законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность. Можно сказать, что страхование экспортных рисков — это своего рода гарантия экспортерам своевременного поступления валютной выручки, минимизация рисков возникновения убытков.

Вместе с тем Комитет госконтроля нередко сталкивается с отдельными случаями, когда экспортный контракт застрахован лишь частично, и это порой приводит к проблемам, в т.ч. и с законодательством.

Например, белорусским поставщиком в БРУПЭИС «Белэксимгарант» был застрахован экспортный контракт, заключенный с российской компанией. При этом страховая сумма была установлена в размере 70% стоимости отгрузки товара, страховое возмещение — 70% от суммы убытков, понесенных страхователем в результате наступления страхового случая. Генеральным соглашением о страховании экспортных контрактов безусловная франшиза была предусмотрена в размере 10% от суммы убытков по каждому страховому случаю.

Иностранный контрагент, оплатив лишь часть поставленного товара, впоследствии оказался неплатежеспособным. В связи с наступлением страхового случая экспортером получено страховое возмещение от БРУПЭИС «Белэксимгарант». При этом сумма выплаченного страхового возмещения была уменьшена на сумму собственного участия предприятия в покрытии возможных убытков (франшизы).

После получения страхового возмещения по договору страхования экспортного риска внешнеторговая сделка в данной части была завершена. Однако у экспортера по этому контракту сохранилась непогашенная задолженность российского контрагента, поскольку страховое возмещение составляло бульшую, но все же часть от суммы убытков, понесенных страхователем. На оставшуюся сумму предприятием в установленном законодательством порядке не было получено в Нацбанке разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции по данному контракту.

Несмотря на то что с целью взыскания просроченной задолженности предприятие обращалось с исковым заявлением в судебные инстанции как в Беларуси, так и в России, и по этому делу было возбуждено исполнительное производство, на момент проверки КГК экспортером не было обеспечено завершение указанной внешнеторговой операции в полном объеме. Если бы данный нерезидент был признан экономически несостоятельным (банкротом) либо исключен из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации, тогда внешнеторговая операция считалась бы завершенной. Однако поскольку к данной ситуации все перечисленные условия были неприменимы, предприятие-экспортер привлекли к административной ответственности за нарушение сроков завершения внешнеторговых операций на сумму, не покрытую страховым возмещением.

Практика показывает, что своевременная и детальная проработка внешнеторгового контракта и вопроса о страховании экспортных рисков минимизирует потенциальную возможность несвоевременного возврата валютной выручки и обеспечивает защиту от недобропорядочных партнеров.

Оксана КИСЕЛЕВА, заведующая сектором аналитической работы главного управления контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью Комитета

государственного контроля Республики Беларусь

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений