Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Судебная практика
11.10.2005 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Страховые взносы предпринимателя: взыскать принудительно!

Из двух тысяч постановлений хозяйственных судов страны о взыскании обязательных страховых взносов, принятых в прошлом году и в первом полугодии текущего года, 70% вынесены в отношении индивидуальных предпринимателей. Эта более чем тревожная ситуация продолжает усугубляться. Как ее переломить? Ведь у предпринимателей никаких вариантов не осталось - Фонд социальной защиты населения в любом случае вынудит их через суд внести платежи...

Из двух тысяч постановлений хозяйственных судов страны о взыскании обязательных страховых взносов, принятых в прошлом году и в первом полугодии текущего года, 70% вынесены в отношении индивидуальных предпринимателей. Эта более чем тревожная ситуация продолжает усугубляться. Как ее переломить? Ведь у предпринимателей никаких вариантов не осталось - Фонд социальной защиты населения в любом случае вынудит их через суд внести платежи.

Но тогда уже к предпринимателям за превышение сроков прибавятся и обременительные штрафные санкции - предостерегает главный специалист управления обеспечения надзора и обобщения судебной практики Высшего хозяйственного суда Ирина ШПАК.

Круг лиц, являющихся плательщиками страховых взносов в ФСЗН, определен Положением об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318 (далее - Положение об уплате взносов). В их число помимо юридических лиц включены также и индивидуальные предприниматели. До принятия Декрета Президента от 25.07. 2002г. № 18 "О некоторых вопросах социальной защиты населения" (далее - Декрет № 18) уплата страховых взносов производилась индивидуальными предпринимателями при изъявлении желания, но с момента вступления в законную силу этого законодательного акта уплата страховых взносов стала для них обязательной.

Законодательством достаточно четко регламентирован порядок уплаты обязательных страховых взносов. Плательщики обязаны в установленные сроки (индивидуальные предприниматели не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который взносы должны быть уплачены) представить в банк платежные инструкции на перечисление платежей в Фонд в причитающейся к уплате сумме независимо от наличия средств на счете. Датой исполнения плательщиком обязательства является день списания средств с его счета либо день внесения (перечисления) средств в отделение связи или банка. Не внесенная в установленный срок сумма платежей независимо от причины, по которой плательщик не перечислил ее своевременно, является недоимкой, на которую за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 0,2%. Недоимка вместе с начисленными штрафными санкциями подлежит взысканию в бесспорном порядке по распоряжению (постановлению) уполномоченных должностных лиц органов ФСЗН со всех счетов плательщиков - юридических лиц и в судебном порядке - с физических лиц. О них-то и надо сегодня сказать подробнее.

О взыскании задолженности по страховым взносам с индивидуальных предпринимателей в 2004г. и первом полугодии 2005 г. вынесено свыше 1300 судебных постановлений на сумму 1,3 млрд. Br.

Сложившаяся судебная практика исходит из того, что обязанность по уплате страховых взносов возникает с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, т. е. независимо от того, стал предприниматель на учет в органах ФСЗН в качестве плательщика обязательных страховых взносов или нет, он обязан их уплачивать в установленном порядке. Из материалов судебных дел следует, что если к моменту вступления в силу Декрета № 18 лицо уже имело статус предпринимателя, то период просрочки определялся с момента начала действия норм Декрета, а точнее - с августа 2002 г. Сумма задолженности определялась на основании величины бюджета прожиточного минимума, поскольку величина полученного дохода, на основе которого исчисляется размер страховых взносов, органам ФСЗН, как правило, не была известна.

К сожалению, многие дела о взыскании обязательных страховых взносов с индивидуальных предпринимателей были рассмотрены в их отсутствие в суде и без каких-либо возражений с их стороны. Лишь по незначительному количеству дел предприниматели предоставили отзыв на предъявленные к ним требования.

Как правило, должники ссылались на незнание о своей обязанности уплачивать страховые взносы, ошибочно полагая, что их уплата производится на добровольных началах. Однако следует отметить, что после вступления Декрета № 18 в силу, органами ФСЗН были предприняты меры по извещению индивидуальных предпринимателей о необходимости постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов, но это не возымело должного действия.

Другой причиной, по которой страховые взносы не уплачивались, послужило фактическое прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В силу п. 8-1 Положения об уплате взносов обязательные страховые взносы не уплачиваются при условии уведомления ФСЗН о подаче заявления о прекращении или временном приостановлении предпринимательской деятельности. С учетом этой нормы хозяйственные суды не принимали во внимание возражения должников, если они не предоставляли соответствующих доказательств уведомления ФСЗН о своих намерениях.

Так, в отзыве на иск предприниматель К. указал, что он в течение нескольких месяцев не осуществлял деятельность, поскольку микроавтобус, на котором он  перевозил пассажиров, находился в ремонте. В соответствии с п.8-1 Положения об уплате взносов в случае утраты права пользования основными средствами, используемыми для осуществления деятельности, обязательные страховые взносы не уплачиваются. К отзыву предприниматель приложил справку автотранспортного унитарного предприятия, согласно которой предприниматель не  выезжал на свой маршрут в течение указанного им периода. Кроме того, он приложил акт сверки взаиморасчетов с налоговым органом, из которого следует, что единый налог за этот период не уплачивался. Хозяйственный суд не принял во внимание возражения должника, поскольку ФСЗН не был надлежащим образом извещен об этом факте.

Из примеров на практике следует, что в случае предоставления в органы ФСЗН уже после возбуждения дела в суде доказательств неосуществления предпринимательской деятельности, ФСЗН производил перерасчет размера задолженности по страховым взносам.

Например, обратившись в суд первоначально ФСЗН заявил требование о взыскании с предпринимателя М. задолженности по страховым взносам в размере 1 млн. рублей, образовавшейся с августа 2002 г. по март 2004 г. Впоследствии уже после возбуждения дела в суде ввиду представления должником акта налогового органа, согласно которому в период с 1 августа 2002 г. по 30 июня 2003 г. предприниматель не осуществлял деятельность, ФСЗН уменьшил размер заявленных требований, исключив из расчета период неосуществления деятельности, указанный в акте налогового органа, до 425 тыс. Br.

По другому делу на основании представленной индивидуальным предпринимателем С. справки налогового органа ФСЗН уменьшил первоначально заявленное требование с 1,17 млн. Br до 554 тыс. Br, исключив из расчета период, за который индивидуальным предпринимателем не уплачивался единый налог.

Очень часто индивидуальные предприниматели поступают на работу по трудовому контракту. В таких случаях уплата страховых взносов за них осуществляется непосредственно нанимателем. При наличии справки от нанимателя органы ФСЗН также производили перерасчет задолженности в сторону ее уменьшения.

Следует сказать, что превышение сроков уплаты страховых взносов предпринимателями привело к тому, что помимо взносов с них были взысканы также и экономические санкции, при этом доля пени, как следует из статистических данных, составила более 40% в общей сумме, подлежащей взысканию на основании судебных актов. Необходимо отметить, что размер пени за неуплату страховых взносов значительно выше размера пени, установленной за несвоевременную уплату налоговых платежей (согласно ст.62 Налогового кодекса процентная ставка пени принимается равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день исполнения налогового обязательства (с 20 июля 2005 г. ставка рефинансирования установлена в размере 12%, следовательно, размер пени в настоящий момент составляет 0,0333% за каждый день просрочки).

С учетом того факта, что многие лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, в настоящее время фактически не осуществляют предпринимательскую деятельность и не планируют ее осуществлять в дальнейшем, во избежание увеличения размера задолженности можно порекомендовать прекратить деятельность предпринимателя в установленном порядке, в том числе и через процедуру признания банкротом.

Сейчас на правительственном уровне рассматривается вопрос о целесообразности снижения размера пени, установленной за несвоевременную уплату обязательных страховых взносов. Однако принимая во внимание проблемность поступления в ФСЗН страховых взносов, трудно предположить, что ответственность плательщиков будет серьезно смягчена.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений