Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Резонанс
12.12.2014 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СТРАХОВКА ДЛЯ ПРОФЕССИИ,©

На круглом столе в рамках проекта Программы развития ООН «Содействие Республике Беларусь в создании института налоговых консультантов» обсуждались проблемы страхования профессиональной ответственности в этой сфере деятельности и возможности применения зарубежного опыта такого вида страхования в нашей стране.

или Разъяснения для репутации

На круглом столе в рамках проекта Программы развития ООН «Содействие Республике Беларусь в создании института налоговых консультантов» обсуждались проблемы страхования профессиональной ответственности в этой сфере деятельности и возможности применения зарубежного опыта такого вида страхования в нашей стране.

Отделы консультаций в налоговых инспекциях не занимаются оптимизацией и планированием налогов, отметил главный государственный налоговый инспектор МНС Геннадий Лукашевич. Поэтому министерство, хотя оно в принципе не должно вникать в дела бизнеса, выступило инициатором проекта. Ведь государство заинтересовано в том, чтобы налоги платились своевременно и в бюджет поступало как можно больше, поэтому совместимость этого желания с основным занятием налоговых консультантов вызывает некоторые сомнения.

Речь шла и об отличиях этой деятельности от других, в т.ч. аудита. Так, Г.Лукашевич обратил внимание, что из налоговых инспекций в консалтинговые компании нередко уходят сотрудники, едва отработав 2 года, в погоне за более высокими заработками. Но аудиторы, по мнению Г.Лукашевича, не ходят с клиентом в случае возникновения налоговых проблем, а юристы пойдут в суд, но они «не умеют считать». Зато налоговые консультанты смогут предложить комплексное обслуживание — от бухучета до решения конфликтов, связанных с результатами налоговых проверок. Возможно, так и будет.

Впрочем, аудиторы и юристы и сегодня кровно заинтересованы в таком обслуживании, чтобы удержать клиентов. К тому же аудиторы в соответствии со ст. 10 Закона «Об аудиторской деятельности» обязаны возмещать клиентам причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязательств, в т.ч. включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг. Поэтому в некоторых случаях приходится не только «ходить», но и бегать. Что же касается умения считать, то директор Департамента разработки страховых продуктов Ассоциации немецких региональных страховщиков Клаус Бюттнер отметил, что в Германии 30% налоговых консультантов работает в компаниях совместно с аудиторами и юристами, а 70% — самостоятельно.

Руководитель проекта Таисия Елецких уверена, что институт налоговых консультантов в Беларуси был актуален всегда, но у нас пока нет правового поля, закрепляющего такой международный стандарт налогового обслуживания. Создать такое поле, как сообщила Т.Елецких, должен указ Президента, а в дальнейшем — закон. Если сейчас в пилотную группу по подготовке налоговых консультантов вошли 15 человек, из которых, как предполагается, хотя бы 10 получат сертификаты, то в дальнейшем в стране обладателями такого документа станет порядка 9 тысяч специалистов.

Обязательной составляющей этой новой сферы деятельности должно быть страхование профессиональной ответственности. По мнению Г.Лукашевича, соответствующая норма должна быть закреплена в нормативном правовом акте, регулирующем деятельность налоговых консультантов, либо быть условием их членства в общественном объединении. Например, в Германии налоговые консультанты несут неограниченную ответственность личным имуществом за нанесение имущественного ущерба в результате ошибок при оказании помощи клиентам, объясняет К.Бюттнер. Поэтому наличие страхового полиса — одно из условий допуска к профессии, а в договоре с клиентом размер ответственности может быть ограничен конкретной суммой. В ФРГ согласно законодательству минимальный лимит покрытия составляет 250 тыс. EUR (при взносе 750 EUR), а у партнерства или товарищества — 1 млн. EUR. При этом в компании каждый партнер отвечает и за остальных, но партнерство, в отличие от индивидуалов, обслуживает более крупных клиентов.

Ключевым вопросом страхования профессиональной ответственности налоговых консультантов является определение страхового случая. В Германии здесь широко применяется «теория совершения ошибки». Страховой случай признается на момент совершения ошибки независимо от того, когда она была выявлена, — с учетом срока постдоговорного извещения, когда можно заявлять убыток. При этом четко определены такие категории, как «проявление (выявление) ущерба», «предъявление претензий» и «наступление убытка». Немецкие специалисты отмечают, что в последние годы все больше клиентов обращается в суды, что увеличивает расходы и убытки страховщиков. Например, чаще всего налоговые консультанты допускают ошибки при оценке активов и пассивов, создании резервов будущих расходов. Кстати, тарифы на страхование в Германии не регламентируются.

Главный юрисконсульт Белорусской ассоциации страховщиков Наталья Шавлюга полагает, что страхование профессиональной ответственности налоговых консультантов в Беларуси должно быть «вмененным», а чтобы быть включенным в реестр, налоговых консультантов надо обязать иметь индивидуальный страховой полис. С ней согласна начальник отдела методологии ЗАО СК Белгосстрах» Ольга Лосева, хотя ее смущает возможный диссонанс с другими профессиями (напомним, некогда такое страхование было специальным лицензионным требованием для аудиторов, пока лицензирование этой деятельности не отменили). При этом важно уточнить, что является страховым случаем. В Германии таковым признается и переплата налогов. Тогда логично учитывать и упущенную по вине консультанта выгоду. Но прежде чем определять ущерб, нужно установить вину. А для этого необходимо, чтобы все рекомендации были однозначно поняты и правильно применены клиентом.

Дискуссионным вопросом остается в Беларуси лимит страховой суммы. Для ее определения, по мнению одного из участников круглого стола, нужны данные МНС о доплатах и переплатах налогов, суммах штрафных санкций и пени хотя бы за 3 года. Это вряд ли поможет, считает директор «Страхэкспертгрупп» Андрей Данильчик, ведь МНС может дать только общую статистику. Начинать, по его мнению, надо не с отдельного продукта, а доработать кластер с повышающим коэффициентом за дополнительный риск, учесть сроки исковой давности. Лимит может составлять 1000 базовых величин. Но при этом страховщики хотели бы иметь типовые договора, правила страхования или рекомендации.

Не секрет, что белорусские аудиторы и юристы, чтобы дать правильный совет, часто обращаются для клиентов за разъяснениями в налоговые органы. Могут ли так же поступать налоговые консультанты? В принципе, за рубежом это не запрещено. Но, как пояснил г-н Бюттнер, такие действия негативно сказываются на их репутации. Вряд ли это убедительный аргумент — у нас умение быстро получить нужный ответ в госорганах скорее способствует укреплению авторитета белорусских специалистов. Кстати, немецкий гость признал, что в последнее время налоговое законодательство Германии усложняется, и ему такой тренд не нравится. Не слишком радуют имеющиеся и предстоящие сложности белорусских консультантов. А потому поток вопросов в МНС и другие госорганы вряд ли иссякнет в ближайшем будущем — ведь консультанты и их клиенты не хотят доводить дело до страхового случая.

Валерия ГЕРАСИМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений