$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СТОЛИЧНЫЙ БИЗНЕС ИЩЕТ МЕСТА ОБИТАНИЯ

15.04.2011

Мингорисполком приступил к формированию списков арендуемой коммунальной собственности, которую можно будет продать частным арендаторам-производственникам в рамках реализации Директивы № 4. Правда, предприниматели опасаются, что это будут единичные продажи, ничего кардинально не меняющие. Притом что пока нехватка площадей — ключевой барьер для развития частной производственной инициативы.

Распоряжение Мингорисполкома начать подготовку таких списков разослано районным администрациям города, сообщил начальник управления предпринимательства Мингорисполкома Александр Калиновский в ходе недавнего круглого стола в исполкоме Заводского района Минска. По его словам, городские власти ждут появления соответствующего указа Президента, для того чтобы определиться с процедурами такой приватизации.

Напомним, Директива № 4 предусматривает законодательное закрепление за субъектами хозяйственной деятельности права преимущественного приобретения госсобственности после ее аренды на протяжении не менее 3 лет и получение рассрочки платежа на 5 лет. Отметим также, что согласно плану по реализации Директивы № 4, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 28.02.2011 № 251/6, проект соответствующего указа должны были подготовить в течение I квартала этого года. Однако пока документ не принят.

Впрочем, предпринимателей больше волнует не запаздывание нормативного акта, а возможное формальное его исполнение. Так, по информации сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктора Маргелова, в планах городских властей — продажа буквально нескольких объектов наиболее «прославленным» частным организациям-арендаторам. Чиновники в целом настроены лишь «поиграть в приватизацию».

По оценке руководителя РКП, с точки зрения затрат для предприятия нет большой разницы: арендовать помещение или вложить средства в его приобретение. Вопрос в ином: собственник чувствует себя защищенным, а арендатор — нет. Поэтому и в столице, и в стране в целом «подвисают» многие инвестиционные проекты. Чтобы снять проблему, необходимо политическое решение руководства страны по проведению массовой приватизации. Беларусь должна сделать то, что давно уже сделали страны-соседи, в частности, Россия, где основная часть госсобственности продана малому и среднему бизнесу.

Площадей в Минске предостаточно, убежден В.Маргелов, но нет эффективного механизма их передачи частнику. Причин тому несколько, причем не только слабость законодательства. К примеру, несмотря на то что малый и средний бизнес на 40% наполняет городской бюджет, в администрациях районов Минска нет штатных сотрудников, которые бы постоянно и системно работали с предпринимателями. Отделы экономики исполкомов традиционно сосредоточены на крупных государственных предприятиях. Разумеется, в таких условиях невозможно обеспечивать интересы предпринимателей, в т.ч. имущественные. К этому следует добавить, что с неэффективно используемыми площадями не спешат расставаться столичные предприятия республиканской формы собственности, на которые Мингорисполком не имеет прямого влияния. Что касается ОАО со 100-процентным госкапиталом, то они и вовсе выпадают из действующих льготных механизмов передачи собственности предпринимателям.

О работе по вовлечению в оборот неэффективно используемого имущества рассказал замглавы администрации Заводского района Минска Владимир Рудько. Отметим, что данный район столицы, где функционируют 2 799 юрлиц и 5 828 ИП, как раз выделяется своей производственной направленностью. Многие трудятся в легкой, пищевой промышленности, металлообработке. По словам чиновника, районная администрация проводит ревизию производственных, складских и административно-бытовых помещений, где-то подсказывает, где-то более жестко влияет на то, чтобы собственность использовалась эффективнее. Однако В.Рудько пока недоволен результатами: «Скажу откровенно, нам еще не удалось выстроить такую системную работу, чтобы каждый метр производственной и офисной площади был по максимуму использован». Как отметил представитель администрации, сегодня на территории района располагается ряд предприятий Минпрома, Минстройархитектуры и Минторга, которые живут практически только за счет сдачи в аренду своих помещений. По мнению чиновника, «было бы более правильно и разумно отдать помещения хозяину (не важно какой формы собственности), чтобы он профильно и эффективно загрузил эти площади».

На этом фоне предприниматели не приемлют призывов некоторых городских чиновников не рассчитывать на столицу и искать площадки за МКАД, чтобы создавать там новые производства с нуля в рамках Декрета от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Во-первых, создание новых площадей более затратно по сравнению с приобретением действующих с уже готовой инфраструктурой. Во-вторых, вне пределов Минска, как правило, сложно реализовать какой-нибудь инновационный проект из-за нехватки квалифицированных специалистов. Мало утешают и планы Мингорисполкома создать не менее одного бизнес-инкубатора в каждом районе столицы. Едва ли они вместят всех желающих.

Бизнес-союзы также настаивают на применении более эффективных механизмов по сдерживанию арендных ставок, т.к. Указ от 23.10.2009 № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» надежд не оправдал. Республиканская конфедерация предпринимательства инициирует перевод арендных отношений, связанных с госсобственностью, из формата «арендодатель — арендатор» на более высокий уровень «региональный центр недвижимости — бизнес-союзы». Возможно, формирование арендных ставок на таком уровне сможет удержать ценовой произвол отдельных чиновников и руководителей госкомпаний, количество «мест обитания» для частного бизнеса в столице увеличится, а условия там станут более приемлемыми.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях