Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
02.12.2011 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стоит ли вмешиваться?©

После того, как в середине ноября Президент поручил правительству к декабрю «прекратить шальное ценообразование», бизнес стал ожидать самого худшего — возвращения государственного регулирования в его прежней форме — с предельными индексами, о...

После того, как в середине ноября Президент поручил правительству к декабрю «прекратить шальное ценообразование», бизнес стал ожидать самого худшего — возвращения государственного регулирования в его прежней форме — с предельными индексами, ограничением торговых надбавок и т.д. Поэтому известие о внесении изменений в Указ Президента от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» взволновало многих предпринимателей, бухгалтеров и менеджеров.

Однако Указом Президента от 24.11.2011 № 547 внесена лишь одна корректировка: цены на лекарственные средства, производимые организациями Беларуси (по перечню, определяемому Совмином) теперь будет определять не Минэкономики, а Минздрав.

Министерству предстоит нелегкая задача: ситуация на рынке лекарств после прошедших девальваций и сохранения жесткого ценового регулирования постоянно ухудшается. Специалисты даже заговорили о своеобразном лекарственном «дефолте», когда Беларуси придется сокращать количество импортных препаратов, закупаемых для больных за государственный счет, поскольку запланированных для этого сумм явно не хватит, чтобы в полном объеме обеспечить потребности населения. И никакое импортозамещение нас не спасет: если наиболее распространенные лекарства еще можно заменить отечественными аналогами, то уникальные современные препараты, применяемые для лечения многих тяжелых заболеваний, защищены патентами и наладить их производство у нас вряд ли возможно.

Что касается основных продуктов питания и промтоваров повседневного спроса, то им сулят возврат госрегулирования. Напомним, что с 15.09.2011 г. постановлением Минэкономики от 2.09.2011 № 144 были на 90 дней установлены предельные торговые надбавки на ряд товаров, в число которых входят субпродукты из мяса кур, говядины и свинины, некоторые виды колбас и сыров, крупы (овсяная, перловая, ячневая), фрукты и овощи, синтетические моющие средства и др. Срок действия этого документа истекает 14 декабря, и, скорее всего, оно будет продлено, причем в существенно расширенном виде, что фактически и было подтверждено вице-премьером Сергеем Румасом, сообщившим на заседании парламента, что перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством, будет расширен на 11 товарных групп.

Заметим, что это не обязательно улучшит ситуацию. Ведь цены на некоторые товары (например, сахар), несмотря на госрегулирование, исправно росли в последние месяцы. А другие уже уперлись в потолок покупательского спроса или начали падать под влиянием избытка предложения (как гречка). И если сохранится относительная стабильность на валютном рынке, то и повода для дальнейшего роста цен не будет — даже без административного вмешательства.

Александр ГАНАГО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by