Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Зарубежный опыт
26.10.2007 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стоит ли давать на чай

И как платить налоги

Стоит ли увеличить более или менее солидные чаевые, если вас обслужили хорошо, или вам приходится это делать, чтобы не выглядеть в дурном свете? По словам ведущего эксперта в этой области, профессора Университета Корнелла Майкла ЛИННА, который посвятил 25 работ и 20 лет своей жизни изучению поведения людей в условиях необходимости платить чаевые, соотношение между качеством обслуживания и количеством оставленных сверх счета денег незначительное. Чаевые оставляются, чтобы обеспечить себе расположение персонала и отличиться в глазах сотрапезников.

Иными словами, чаевые даются, чтобы ощущать себя комфортнее. Это привычка, которую экспортируют граждане США по всему миру. Как подчеркивает лондонская Times в исследовании, проведенном по этому вопросу, чаевые в США являются довольно важным компонентом национальной экономики, на долю которого ежегодно приходится около 26 млрд. USD.

В разных странах к чаевым относятся по-разному. Например, в США и Канаде, где обслуживание не включено в счет, официанты очень обидятся, если им не заплатить сразу 15-20% от счета. На Кубе и в Северной Корее чаевые расцениваются (официально) как унизительная и преступная практика, капиталистическая привычка, попытка подкупа. Так было и в Китае, который, однако, накануне Олимпийских игр быстро перенимает западные привычки, продвигая чаевые как символ модернизации. В Японии, Полинезии Австралии и Новой Зеландии чаевые воспринимаются как унижение личного достоинства, а то и оскорбление. В Таиланде чаевые приравниваются к милостыне. В Европе это буржуазный жест, и итальянцы, и англичане занимают твердые позиции в центральной части рейтинга наций по проявлению щедрости.

В нашей стране традиция чаевых не имеет еще серьезной правовой оценки. Но она существует. По мнению некоторых специалистов, чаевые сродни взятке и подпадают под действие антикоррупционного законодательства. Так, ст. 546 ГК РБ запрещает дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 5-кратного размера базовой величины, работникам лечебных, воспитательных, социальных и иных подобных учреждений гражданами, находящимися на лечении, содержании или воспитании, их супругами и родственниками; госслужащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей; а также в отношениях между коммерческими организациями. Впрочем, таксист, официант и прочие работники сферы обслуживания должностными лицами не являются.

А вот для внешнего употребления с чаевыми приходится мириться. Например, в п.13 Инструкции о порядке расходования средств на представительские мероприятия дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь за границей, утв. постановлением МИД РБ от 28.02.2007 № 29, указано, что в случае если дипломатический прием в порядке повседневной работы проводится в ресторане, оплата производится на основании представленных счетов, чеков, а также с учетом уплаченных чаевых, но не более 10% от общей стоимости.

Если практику дачи чаевых признать приемлемой, то ее следует открыто легализовать и учитывать. Так, согласно ст.2 Закона «О подоходном налоге с физических лиц» объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиками от источников в РБ и (или) от источников за пределами нашей страны, включая вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие) на территории республики (подп.1.6 ст.4 Закона) и иные доходы, получаемые в результате деятельности на территории РБ (подп.1.11 ст.4). А доходы плательщиков, получаемые в результате дарения от других граждан в пределах 500 БВ в сумме от всех источников в течение налогового периода (подп.1.16 ст.12 Закона). Правда, никто у нас не берется подсчитать сумму чаевых для целей налогообложения. Возможно, что кое-кто и превышает установленный лимит, не делясь с бюджетом.

Иной подход принят в некоторых других странах. Так, в США получаемые налогоплательщиками чаевые подлежат декларированию, включаются в доход и облагаются налогами у источника. Чаевые отражаются в оформляемой работодателем справке о доходах физического лица. Работник заведения, где, по данным налоговой службы, принято давать чаевые, обязан не позднее чем через 10 дней после окончания очередного месяца представить работодателю письменный отчет о полученных за месяц чаевых, если их сумма превысила 20 USD. Письменный отчет работника отражает суммы чаевых, полученные как наличными, так и записанные на счета клиентов, суммы выручки при оплате в кредит, процентное соотношение этих величин. C 2007 г. Федеральная налоговая служба США установила особую процедуру составления отчетности по полученным чаевым для работодателей — участников программы учета доходов в виде чаевых (ATIP) в сфере общественного питания. Ранее американские официанты и бармены были обязаны вести журналы, куда ежедневно записывали суммы полученных чаевых. Теперь установлены нормативы: не менее 20% выручки заведения должно приходиться на плату за обслуживание посетителей, куда входят и чаевые. В программе должны принимать участие не менее 75% работников заведения, получающих чаевые от посетителей. Работодатель отражает сумму чаевых в соответствующей налоговой отчетности (форма 8027). На основании этой суммы устанавливается по специальной формуле вмененный облагаемый размер чаевых, который равен расчетной сумме чаевых минус 2%, и уплачивается налог. Таким образом, доходы от чаевых легализуются, отчетность наемных работников упрощается, что дает им дополнительные возможности для получения кредита и использования других источников финансирования.

Возможно, со временем включение чаевых в декларируемый доход станет нормой и у нас — как еще один шаг в борьбе за легальность доходов и пополнение бюджета…

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений