$

2.1329 руб.

2.4253 руб.

Р (100)

3.1894 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ БУДЕТ РАСТИ ВМЕСТЕ С ЗАРПЛАТОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ©

30.03.2012

С 1.02.2012 г. все государственные вузы в очередной раз пересмотрели стоимость своих услуг по подготовке специалистов на платной основе. Данное повышение было напрямую связано с увеличением тарифной ставки первого разряда и последовавшим за ним ростом оплаты труда профессорско-преподавательского состава. С начала 2011–2012 учебного года это уже третье повышение стоимости платного обучения. Но, скорее всего, не последнее.

Дело в том, что в новой Инструкции о порядке определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования, утв. постановлением Минобразования от 29.07.2011 № 210 (далее — Инструкция № 210) и вступившей в силу с 29.03.2012 г., сохранены основные принципы формирования стоимости платного обучения, установленные ранее действовавшей Инструкцией об отраслевых особенностях состава затрат при формировании стоимости платного обучения, утв. постановлением Минобразования от 1.08.2006 № 76 и утратившей силу с той же даты.

Теперь стоимость обучения определяется учреждением образования в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов в данном учреждении образования, при рентабельности не более 30% (в отмененном акте об ограничении рентабельности не говорилось) и утверждается приказом руководителя в белорусских рублях.

Формирование стоимости обучения производится учреждением образования самостоятельно по статьям затрат, включаемых в плановую калькуляцию согласно Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 31.12.2008 № 208. При этом затраты, включаемые в себестоимость обучения, определяются на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем учреждения образования, если иное не установлено законодательством.

С учетом специфики образовательного процесса основной «вес» в плановой калькуляции составляют затраты по статьям «Заработная плата рабочих и служащих» и «Начисления на заработную плату». В частности, согласно данным, предоставленным БГУ, заработная плата профессорско-преподавательского состава и других педагогических работников с начислениями на нее составляет там сегодня 88,4% всех затрат, в то время как удельный вес коммунальных расходов — 8,9%, других расходов — только 2,7%. Похожая ситуация и в других вузах страны. И ограничение рентабельности, установленное в Инструкции № 210, для них в настоящее время просто не имеет смысла, т.к. средняя рентабельность на заочной форме обучения в том же БГУ равна 4% (на дневной она и вовсе нулевая).

А поскольку нам опять обещают повышение средней зарплаты до 500 долларов к концу текущего года (по крайней мере, для бюджетников), можно с уверенностью прогнозировать аналогичный рост стоимости платного обучения в вузах, которая, как выяснилось, в основном из нее и состоит. Вот только оплачивать повышение оплаты труда преподавателей придется родителям студентов, значительная часть которых никакого отношения к бюджетной сфере не имеет и подобного роста своей зарплаты, скорее всего, не увидит.

Александр ГАНАГО